Экспедиции ДВНИГМИ
Морские экспедиции СССР и России. Экспедиции ДВНИГМИ.

          ДВНИГМИ

       Главная
       Структура:
          отделы,
          службы,
          лаборатории

       Наука:
          статьи,
          работы,
          монографии

       Флот:
          состав,
          характеристика,
          фото

       Экспедиции:
          описание,
          карты,
          маршруты,
          участники

       Техника:
          ракеты,
          приборы,
          оборудование

       История:

       Воспоминания:
          очерки,
          дневники,
          проза,
          стихи,
          приключения,
          случаи

       Фотогалереи:
          Денисов
          Жуков
          Куликов
          Линевич

       Наши коллеги:
       Разное:
       Гостевая
       Почта
       dvnigmi@narod.ru

  Воспоминания: очерки, дневники, проза, стихи, приключения, случаи
"НАУЧНЫЕ СУДА РОССИИ"

ДАНЧЕНКОВ М.А., ВОЛКОВ Р.Н.



Михаил Данченков


    
     Продолжение                                                                                                 Начало книги здесь
    
     1 ГЛАВА. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. РЕГИСТРОВЫЕ КНИГИ
    
     Публикаций по теме "научно-исследовательские суда" имеется много (в нашей библиографии- около 150 источников). Но Значительная их часть не содержит новой информации.
     Публикации по теме можно разделить на несколько групп:
     а) описывающие характеристики нис всей Страны;
     б)- флот какого-либо ведомства;
     в)- суда отдельной верфи (или одного проекта);
     г)- суда отдельных организаций (институтов);
     д)- отдельные суда;
    
     К первой группе относятся государственные Регистровые Книги, справочное пособие В.И.Грабовского (1966), монографии К.К.Дерюгина (1968) и ВНИИГМИ (Михайлов и др., 1998), а также статья И.Д.Папанина- Е.М.Сузюмова (1971).
     Публикаций о ведомственных судах много. Большинство информативных статей и книг посвящено судам Академии наук (Григорьев, 1976; Чибов, 1982; Бреховских, Кухоренко, 1986; Суйтс, 2004; Краснов, Балабин, 2005).
     О судах военной гидрографии сейчас (2011г) известно много. Но, в основном, не из книг и журнальных статей. Только Благодаря некоторым сайтам (например, http://russian-ships.info/vspomog/850.htm), можно узнать их характеристики и отделить от них суда разведовательные (под флагом гидрографии).
     Флот полярной гидрографии хорошо описан только в публикациях последних лет (1937 Полюшкин, 1937; Спирихин, 2003; 2004 Федотов, 2004). Про суда обеспечения ракетных пусков есть книги, статья (Безбородов, Жидкин, 2004) и несколько информативных сайтов (например, http://ski-omer.ru/).
     Об исследовательских судах всего рыбного ведомства информативных публикаций достаточно (Справочники судов ведомства 1960; 1972; 1990; 2008; Левашов, 2003). Про суда геологические и геофизические обобщающих публикаций совсем нет. А, ведь, свои суда имел не только МинГео, но и МинГазПром, МинНефтеПром...
     Зато о флоте Гидрометслужбы есть лишь несколько малоинформативных статей (Шишков,1972; Толстиков,1976; Попов,Терзиев, 1981).
    
     По разному описаны суда, выпущенные разными судостроительными заводами: хорошо- про финские, плохо- про немецкие и польские, но хуже всего- про советские.
     Статей о серийных судах (кроме судов военной гидрографии) почти нет.
     В немногих публикациях, посвящённых судам отдельных проектов или продукции отдельных заводов даются обычно неточные (обобщённые) сведения (История отечественного судостроения, 1995, 1996, 1996; Смирнов, 2007; Хууска, 1988; Ярославский судостроительный завод, 1998).
    
     Публикации об исследовательских судах отдельных институтов появились лишь в последние годы (Заферман, Мухин, 2002; Поддубный, 2006; Борисов, Корнилов, Папченко, 2006). Много (и разной полноты) информации об исследовательских судах организаций представлено на сайтах основных институтов- судовладельцев (и операторов)- ПИНРО, АтлантНИРО, ИО РАН.
    
     Из сотен исследовательских судов лишь три судна ("Витязь", "Академик Курчатов" и "Михаил Ломоносов") удостоились книг- исследований, в которых детально описаны не только технические характеристики судов, но и их изменения. О "Витязе" писали наиболее часто (потому противоречий в опубликованных характеристиках "Витязя" тоже много). Удивительно, но о других знаменитых судах (в частности, о Персее, Россинанте, Дальневосточнике) известно очень мало. Например, в двух книгах, посвящённых "Персею" (Васнецов, 1975; 1978) нет даже самой общей информации (размеров, водоизмещения, числа лебёдок, схемы судна) или качественной фотографии.
    
     О судах последнего периода (1980-1990гг) публикаций имеется на порядок больше, чем о судах довоенных (см., например, Андрюшин, Солостянский, 1987; Смирнов, 2003; Шайдоров, Юшин, 1990; Щупляков, Козлов, 1975).
    
     ОШИБКИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПУБЛИКАЦИЯХ
     Рассмотрим (в хронологическом порядке- от старых к относительно свежим) ошибки в публикациях- в книгах и статьях (ошибки есть только в информативных публикациях).
    
     А.ПУБЛИКАЦИИ О ВСЕХ СУДАХ СТРАНЫ (РАЗНЫХ ВЕДОМСТВ)
     А1. СТАТЬИ В ЭНЦИКЛОПЕДИЯХ
     Таких статей всего две (в БСЭ-1- 1933г- такой статьи нет). Первую (БСЭ-2, т.30) заказали А.М.Муромцеву (ГОИН), вторую (БСЭ-3, т.25)- Е.М.Сузюмову (ОМЭР АН СССР). Объём второй- в четыре раза больше за счёт большой таблицы с характеристиками судов. Но без учёта таблицы объёмы статей близки.
     Такие- официальные, рассчитанные на долгую жизнь- издания должны во многом повторять друг друга. Но они повторились в определениях и в описании лишь одного нис- "Витязя". В БСЭ-2 (1954) упомянуты как океанографические суда 19 века "Восток" и "Мирный". Конечно, не любое экспедиционное судно нужно считать океанографическим. Так "Восток" при небольших размерах (40х10х4.8м) имел большой военный экипаж (117чел) и 28 пушек. Понятно, что нигде (в книгах Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева) не приводится число измерений температуры воды или измерений течений- они были единичными.
     Вряд- ли, можно помещать в одну группу ("ххххххххххх") переоборудованный "Челленджер" (из 17 орудий 15 снято, созданы 2лаборатории- биологическая и химическая) и военные "Восток" (из 28 орудий не снято ни одного, не обустроено ни одной лаборатории), "Мирный" и "Витязь" (не снято ни одного из 24 орудий и 3 торпедных аппаратов).
     Владивостокский "Россинантэ" (правильнее, по Регистровым Книгам 1932 и 1938гг,- "Россинанте") и мурманский "Книпович" (правильнее, "Николай Книпович") ошибочно названы "специально построенными" (для океанографических исследований), как "Персей". Это неверно потому, что "Николай Книпович" построен (в Норвегии) как зверобойное судно (так и значится в Регистровых книгах), а "Россинанте"(в США)- как прогулочная яхта ("Принцилла Альден").
     Вторая статья (Сузюмов, 1976) также полна ошибок и неточностей. В ней "Россинанте" и "Николай Книпович" уже совсем не упомянуты, а "Персей" назван "первым экспедиционным судном". Но это не так- "Персей" можно назвать только первым СОВЕТСКИМ экспедиционным судном. Первым (в мире) экспедиционным (точнее, научно-экспедиционным) было судно Кука "Индевор", а первыми российскими - специально построенные в 1764г (для северной экспедиции) однотипные экспедиционные суда "Чичагов", "Бабаев" и "Панов". Первые российские океанографические (с регулярными измерениями параметров морской воды) суда- "Заря" и "Андрей Первозванный". Первое (с 1982г) иностранное океанографическое судно- американский "Альбатрос" ("Челленджер" после знаменитого рейса уже не использовался учёными).
     "Количество лабораторий на нис... меняется от 2 до 100 и более". Если так, то суда с 1 лабораторией нельзя считать научно-исследовательскими ? В статье есть и противоречия. Среди владельцев нис в тексте статьи указано Министерство рыбной ПРОМЫШЛЕННОСТИ, а в таблице- Министерство рыбного хозяйства. Вряд-ли, в Стране одновременно было два таких министерства.
    
     Утверждается, что "Персей" был построен в 1922г специально- "для изучения северных морей". Но тут же это опровергается утверждением: до Великой Отечественной войны ВСЕ исследования проводились на временно приспособленных судах".
     Автор утверждает, что " советский экспедиционный флот является крупнейшим в мире", но ниже противоречит себе: "наиболее многочисленный флот нис имеют США". Для энциклопедии такое противоречие недопустимо.
     Автор уверяет, что "Космонавт Юрий Гагарин"- самое крупное судно в мире" (45тыс.тонн). Читатель должен догадаться, что имелись в виду только научные суда, так как даже не самые крупные танкера того времени имели водоизмещение в сотни тысяч тонн.
     При ограниченном пространстве сведения в таблице статьи БСЭ-3 дублируют друг друга. Колонка "мощность двигателя в квт" дублирует "мощность двигателя в лс", так как их связь линейна. Также дублируются ("А.И.Воейков" и "Ю.М.Шокальский") сведения об одинаковых судах (одного- 224М- проекта). Зато нет сведений о большой серии нис- типа "Агат"(18 судов, 266т, 1969-1978гг).
     Автор статьи, как видно, не знает состава серий, поэтому в перечислении серийных судов вместо конкретных имён везде вставлено "и др." Сведения о половине судов в прилагаемой к статье таблице не подтверждается официальными Регистровыми книгами и другими публикациями. Например, вместо регистровой длины судов приведены неверные. Длина "А.И.Воейков"- 84.7м (по Регистровым книгам)- 84 м(по статье в БСЭ-3). "Академик Архангельский"- 40.8м (по Регистровым книгам) и 44.8м (по статье Е.М.Сузюмова). "Академик Курчатов"- 123.9м и 124.2м соответственно, "Заря"- 43.9м и 42.5м, "Эврика"- 81.9м и 82.2м.
     Вместо регистрового 1956г у "Петра Лебедева" указан 1960г постройки.
     Вместо 1472квт мощности у "Одиссея в БСЭ-3 указано 1776квт,
     вместо 220квт у "Академика А.Ковалевского в БСЭ-3 указано 266квт.
     Известные имена в названиях судов искажены: "ВалерЬян Урываев" вместо "Валериан Урываев" и "ЭрнЕст Кренкель" вместо "Эрнст Кренкель".
    
     В отечественной географической энциклопедии статьи про исследовательские суда нет. Зато в переводной "Океанографической энциклопедии" (оригинальное издание 1966г, перевод 1974г) с обширными дополнениями советских редакторов- есть ("океанографические суда"). В стремлении показать достижения СССР авторы дополнений написали: "к важнейшим исследовательским рейсам следует отнести… плавание сибирякова 1932 впервые совершившего сквозное плавание от мурманска до владивостока за одну навигацию". Это неверно. Судно лишь на буксире дошло до Петропавловска-Камчатского и далее- до Иокогамы.
     "Среди лучших океанографических судов мира по справедливости могут быть названы … э/с Юрий Гагарин и многие другие". "По справедливости", не "Юрий Гагарин", а "Космонавт Юрий Гагарин". Правда, у КаспНИРХ было нпс "Юрий Гагарин", но тогда надо бы объяснить, почему маленькое (240т) судёнышко попало в "лучшие океанографические суда мира".
     Другая статья ("океанографические съёмки", 1974) той же энциклопедии содержит такие же неверные сведения о судах. "В 1971 г в строй вошёл "Космонавт Юрий Гагарин", а вслед за ним- "Академик Сергей Королёв". Всё наоборот. Вначале АСК (флаг поднят 26.12.1970), а потом (14.7.1971)-КЮГ.
     В советском дополнении к таблице Г.Вюста (основных экспедиций) есть советское дополнение к таблице (В ней только указана только одна характеристика судна- водоизмещение). Так водоизмещение "Георгия Седова" оценено в 1538т (в действительности, в два раза больше: обычно - 3217т), "Оби"- в 1200т (в действительности- 12600т).
    
     А2. РЕГИСТРОВЫЕ КНИГИ
     1. Государственные Регистровые Книги (РК) в нашей стране издавались крайне нерегулярно (17 раз в период с 1924г по 2005г). Потому Интервал между изданиями составляет от 2 до 9 лет. Раньше Регистровые книги были "для служебного пользования" или даже, как я полагаю, секретны. Только этим можно объяснить то, что Регистровая книга 1958г везде отсутствует. С 2005г РК доступны по Интернету.
     Характеристики судов, представленные в официальном издании, тщательно проверяются на месте- на судне. Однако, и при этом в Регистровых Книгах есть ошибки и несоответствия. Причём Несоответствия отмечены по всем параметрам: типу, имени, проекту, году и месту постройки, длине и ширине судна, позывному, приписки, судовладельцу. Рассмотрим примеры ошибок.
    
     Здесь использованы сокращения: РК-85- Регистровая книга морских судов 1985г; пп- порт приписки; эс- экспедиционное, скс- судно обеспечения космической связи; нпс- научно-промысловое (нис Мин.Рыбного Хозяйства);
     гс- гидрографическое, гсс- гидрографическое судно ГП ММФ.
    
     ОШИБКИ В ТИПЕ СУДНА
     "Экватор"-гс (гидрографическое) Госкомгидромета(РК-64).
     "Экватор"-эс (экспедиционное) Гидрометслужбы (РК-76).
     "Экватор"-нис (исследовательское) Госкомгидромета (РК-80).
    
     ОШИБКИ В ГОДЕ ПОСТРОЙКИ
     нпс "Андромеда". 1957(РК-76, РК-80) или 1972(РК-82, РК-85).
     гсс "Валериан АЛЬБАНОВ". 1972(РК-76, РК-80) или 1977(РК-82, РК-85).
     гсс "Владимир СУХОЦКИЙ". 1971(РК-76) или 1973(РК-80).
     нис "Гидролог". 1965(РК-82) или 1970(РК-80, РК-85).
     скс "Невель". 1965(РК-85), 1966(РК-80) или 1967(РК-82)
    
     ОШИБКА В МЕСТЕ ПОСТРОЙКИ
     нис "Академик А.КОВАЛЕВСКИЙ". построено в СССР (РК-76, РК-82) или в ГДР (РК-80, РК-85).
    
     ОШИБКА В ДЛИНЕ СУДНА
     нис "Ага Нейматулла". 60.6м (РК-80) или 62.6м (РК-82).
     нис "Бакуви". 39.2м (РК-80) или 38.5м (РК-82).
     гсс "Дмитрий ЛАПТЕВ". 68.2м (РК-80) или 66.8м (РК-82).
     нис "Имант СУДМАЛИС". 44.4м (РК-76), 44.5м(РК-82) или 47.4м(РК-80).
    
     ОШИБКА В ВЫСОТЕ БОРТА
     нис "Академик ШИРШОВ". 8.2м(РК-80) или 10.8м(РК-82).
     нис "Академик КОРОЛЁВ". 8.2м(РК-80) или 10.8м(РК-82).
     нис "Дмитрий МЕНДЕЛЕЕВ".8.2м(РК-76) или 10.8м(РК-82)
    
     ОШИБКА В ПОЗЫВНОМ
     нис "Геолог" EVLO (PK-80) или UVLO(РК-82)
     нпс "Искатель".UHYG (РК-76) или UEYL(РК-80).
     нис "Феодосия".UVJX (РК-76) или USQT(РК-80).
    
     ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПОРТЕ ПРИПИСКИ нис "Академик СЕЛЬСКИЙ". по РК-70 пп- Одесса, а по РК-64 и РК-78: пп-Евпатория. Хотя, в этом случае возможно, что судно любило менять порт базирования. ПРОТИВОРЕЧИЯ В СУДОВЛАДЕЛЬЦЕ
     гсс "Валериан АЛЬБАНОВ". Гидрометслужба (РК-76) или ГП ММФ (РК-80)
     гсс "Владимир СУХОЦКИЙ". Гидрометслужба (РК-76) или ГП ММФ (РК-80).
     нис "Профессор Хромов". АН СССР (РК-85) или Гидрометслужба (рейсовые отчёты 1984-1986гг).
     нис "Гранат". Принадлежит ГП ММФ (РК-80) или Министерству Геологии(РК-82) ?
    
     А3. СПРАВОЧНИК "ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ СУДА МИРА"
     Сам термин "экспедиционное судно" в 50-60-е годы 20 века широко использовался вместо последующего термина "научно-исследовательское судно". У Справочника был автор- В.И.Грабовский. Почему-то автор на обложке и на первой странице не обозначен, но в тексте его можно найти. Этот справочник- первая отечественная книга по нашей теме (статьи были и ранее). Хотя первой книгой по научно-исследовательским судам по мнению авторов монографии ВНИИГМИ-МЦД (1998) является их книга.
     В справочнике приведены осреднённые характеристики и фотографии многих исследовательских судов Страны и мира. Многих, но не всех. Иностранные суда и их характеристики и так ежегодно отображались в соответствующих справочниках (Ллойд и Джейн). Вот советские- часто замалчивались. И лучше бы автор отвёт отечественным судам весь объём книги…
     В справочнике приведены характеристики только 41 отечественного исследовательского судна, а о других известных в то время (более 50) нет и упоминания. Например, из трёх экспедиционных океанографических судов проекта 1537 (немецкой постройки)- "Полюс", "Балхаш", "Байкал"- упомянуто только одно ("Полюс").
     В коротенькой вступительной статье, предваряющей технические характеристики, дан краткий анализ распределения судов по годам выпуска и водоизмещению. Из старых- Возрастом более 20 лет- в справочнике упомянуты только 4 судна (среди них- два учебных парусника). А из молодых- возрастом менее 5 лет- упомянуто намного больше (11). В настоящее время такому соотношению можно только позавидовать. Из 41 судна 15 имело водоизмещение 300-500т и соответствующие удобства, что не мешало им производить океанографические станции (и в достаточно большом количестве). Советские исследовательские суда, упомянутые в справочнике, были так распределены по ведомствам:
     2- Минсудпрома ("Пётр Лебедев" и "Сергей Вавилов" АКИНа),
     10- Академии Наук (из них 6- принадлежало ИОАН),
     13- ГидроМетСлужбы (но распределения по институтам не дано),
     4- Министерства Рыбного хозяйства (но распределения по бассейнам нет),
     7- Гидрографической Службы (ГУНИО) ВМФ (но распределения по флотам нет),
     0- Гидрографического Предприятия ММФ (б.Севморпути),
     1- ММФ ("Обь", "Лена" и суда обеспечения космической связи не упомянуты),
     3- Министерства геологии (это на 4 бассейна-то),
     1- Министерства Высшего Образования.
    
     Но это соотношение изменилось бы принципиально, если бы составители справочника учли все исследовательские суда того времени. Например, в справочнике приведено 10 судов, принадлежащих разным организациям АН ("Академик А.КОВАЛЕВСКИЙ", "Академик КУРЧАТОВ", "Академик ОБРУЧЕВ", "Академик С.ВАВИЛОВ", "Академик ШИРШОВ", "Витязь", "Г.Ю.ВЕРЕЩАГИН", "Заря", "Михаил ЛОМОНОСОВ", "Профессор ДОБРЫНИН"). Среди них- два водоизмещением менее 100т. Но автор не упомянул, как минимум, ещё десяток много больших судов АН СССР: "Александр Ковалевский" (Северной биостанции), "Геолог", "Геохимик", "Евпатория", "Зея", "Мгла", "Морской геолог", "Муксун", "Новодвинск", "Поиск", "Форель" и др.
     В справочнике приведены только 13 судов Гидрометслужбы ("А.И.ВОЕЙКОВ", "Айсберг", "Восход", "Гидролог", "Дальневосточник", "Зарница", "Мгла", "Океанограф", "Полярник", "Прибой", "Профессор РУДОВИЦ", "Ромбак", "Ю.М.ШОКАЛЬСКИЙ"). Автор не знал (или сознательно не упомянул) следующие (более 20) суда Гидрометслужбы: "Вихрь", "Волна", "Галс", "Геофизик", "Гидрограф", "Гидрозонд", два других "Гидролога", "Глубомер", "Горизонт", "Градиент", "Исследователь", "Лая", "Лев Берг", "Океанограф", другой "Полярник", "Прибой", "Прилив", "Рассвет", "Торос", "Циклон", "Шквал", "Экватор".
     Кроме приведённых 4 судов Министерства Рыбного хозяйства ("Жемчуг", "Мазирбе", "Первенец", "Севастополь") океанографические работы в то время регулярно проводили: "Академик Книпович", "Гамма", "Гидролог", "Гонец", "Горизонт", "Град", "Звезда" (по РК-64- "нис Звезда"), "Искатель", "Ихтиолог", "Константин Болдырев", "Ломоносов", "Марлин", "Николай Данилевский", "Опыт", "Первенец", "Персей-11", "Профессор Книпович", "Профессор Месяцев", "нис-5 Профессор Месяцев".
     В справочнике отмечено существование только 7 экспедиционных судов Гидрографической Службы ВМФ ("Айтодор", "Зенит", "Крузенштерн", "Невельской", "Полюс", "Седов", "Ульяна Громова"). Неупомянуто, как минимум, вдвое большее число существовавших тогда больших исследовательских (экспедиционных) судов этого ведомства: "Алексей ЧИРИКОВ", "Байкал", "Балхаш", "Василий ГОЛОВНИН", "Гавриил САРЫЧЕВ", "Гидростат", "Лаг", "Николай ЗУБОВ", "Олег КОШЕВОЙ", "Сирена", "Створ", "Туркмения", "Харитон ЛАПТЕВ", "Фаддей БЕЛЛИНСГАУЗЕН", "Фёдор ЛИТКЕ", "Экватор" (знаменитый "Meteor").
     Упомянуто только 3 исследовательских судна Министерств геологии и газовой промышленности: "Академик Архангельский", "Владимир Обручев" и "Юрий Годин". При этом оказались забыты следующие ведомственные суда: "Академик Обручев" (другой, не ИОАН), "Всадник", "Геолог", "Изыскатель", "Искатель", "Зеравшан", "Марксист", "Морской Геолог", "Новатор", "Отто Шмидт", "Палтус", "Пицунда", "Шельф", "Шельф-1","Шквал".
     Автор работал в ГосКомитете по науке и технике, т.е. там, куда стекалась вся информация. И не мог не знать про существование мощной судовладельческой организации (Севморпуть, преобразованной к 1966г в Гидрографическое Предприятие ММФ) и её экспедиционные (исследовательские) суда: "Азимут", "Айсберг", "Аметист", "Вихрь", "Волна", "Горизонт", "Зенит", "Иван ПАПАНИН", "Иней", "Лаг", "ЛОМОНОСОВ", "Лот", "Маяк", "Меридиан", "Моряна", "Норд", "Нырок", "Прибой", "Секстан", "Створ", "Торос", "Фарватер", "Хронометр", "Шквал", "Шторм", "Яна". Но он их не упомянул.
     В числе экспедиционных от ММФ приведена только "Обь", а однотипная "Лена" забыта. Впрочем, "Обь"- не полноценное исследовательское судно, а судно- транспорт. Хотя с "Оби" первоначально и проводили в прибрежных водах (не в Атлантике, а в Антарктике) попутные океанографические измерения, но уже с 1960г она использовалась только как грузопассажирское- для доставки людей и грузов (т.е. нэс), как и "Лена".
     Из вузовских судов автор привёл только второй "Московский университет" (бывшую яхту президента Эстонии "Пиккер"). Предшествующий "Московский университет" не упомянут.
    
     В характеристиках судов, приведённых в справочнике, ошибок немного и обычно это- несоответствие примерных значений длины точным (приведённых в других источниках). Длина "Сергея Вавилова" и "Пётра Лебедева" определена в 94м (а по РК она равна 92.4м); "Океанографа", "Восхода" и других логгеров- 38.5 (почти на метр меньше реальной), "Юрия Година" (44.8м против 42.8м в Регистровой Книге 1964г), "Академика Сергея Вавилова" (38.7м против 36.5 в РК-64), "Айтодора" (67м против 70.2м). Указанный экипаж "Невельского" (105чел) представляется чрезмерным (обычно приводят иное число- 65чел). Аналогично завышен экипаж "Ульяны Громовой" (75 человек против обычных 42).
    
     А4. СОВЕТСКИЕ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ. 1968г.
     Эта книга (Дерюгин, 1968) выпущена относительно большим тиражом (кажется, 10.000экз), но она содержит мало новой информации о судах (посвящена не исследовательским судам, а экспедициям на них). Разделы монографии неоднородны по объёму: экспедициям в Атлантический и Северный ледовитый океаны уделено места в 4 раза больше, чем экспедициям в Индийском и Тихом океанах. Неоднородно и описание судов. Например, работам "Михаила Ломоносова" автор уделил 10 страниц, "Батайску"- пять, а большинство "рабочих" исследовательских судов удостоилось только упоминания имени. Часто - имени искажённого (например, нис "А.И.Воейков" названо "А.М.Воейковым", а "Невельской"- "Геннадием Невельским").
     Первые размерения в книге относятся к шхуне "Заря". Указанная здесь длина судна (52.2м) намного отличается от приведённой в других местах (по РК-70- 43.9м, по РК-64- 39.4м, по РК-82- 37.5м). Откуда автор взял это значение- неясно (в книге почти нет ссылок). Автор утверждает, что "до 1966 ИОАН принадлежало 4 экспедиционных судна: "Витязь", "Академик С.Вавилов", "Академик Ширшов", "Академик Обручев". А кому же принадлежали "Академик Л.Орбели", "Геолог", "Капитан Чумаков", "Морской геолог", "Профессор Добрынин", "Труженик" и "Форель"?
     Отметим противоречие в представлениях о судьбе нис "Юлий Шокальский" (МГИ, Севастополь). По К.К.Дерюгину (1968) "Круглогодичная исследовательская работа ВЕДЁТСЯ на малом экспедиционном судне "Юлий Шокальский". Но другой источник (Краснов, Балабин, 2005) утверждает, что это судно уже "В 1957 ГОДУ было ВЫВЕДЕНО ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ по техническому состоянию"".
     В списке судов погоды (пр.В88) упомянут "Горизонт", которого в действительности никогда не было (все 9 судов серии известны).
    
     Но в этой книге впервые, по крайней мере для меня, упоминаются многие ведомственные суда. Жаль только, что такое упоминание не сопровождается никакими характеристиками. Из-за этого трудно идентифицировать судно. Так, в числе судов ГМО ЧФ приведёна "Мгла". Неясно, отличается ли это судно от нис "Мгла" Северо-кавказского УГМС (Грабовский, 1966) и от нис АН УССР "Мгла" (РК-70) или это- одно и то же судно- никакой характеристики (даже водоизмещения) судна К.К.Дерюгин не даёт. При этом текст изобилует штампами и общими местами.
     Но зато в книге перечислены многие суда Севморпути (ГП ММФ) и упомянут "Экватор" (о существовании которого забыто в справочнике Грабовского, и в энциклопедиях). Правда, о том, что "Экватор"- это знаменитый "Метеор", в книге не говорится, но по приведённым характеристикам его можно отличить от других "Экваторов" (пассажирских и учебных).
    
     А4. Папанин И.Д., Сузюмов Е.М. 1971. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕДИЦИОННОГО ФЛОТА
     Это не книга, а статья. В этой статье среди немногих судов, работавших на МГГ-МГС, упомянуты "Экватор" и "Мгла". Эти имена знамениты ("Экватор"- бывшее немецкое исследовательское судно "Метеор", а "Мгла"- первое отечественное (до "Персея") исследовательское судно "Андрей Первозванный"). Но оба судна здесь названы большим и малым рыболовными траулерами. Получается, что это вовсе не те, знаменитые, суда, а суда, которых никто в океанографии не вспоминал ранее и не вспомнил позднее ?!
     Второе- авторы утверждают, что "Пассат", "Муссон", "Порыв", "Шквал","Вихрь" составили серию из 10 "кораблей погоды". Но этих "кораблей погоды" (серия В-88, 1968- 1971гг) было не десять, а девять ! Кроме перечисленных, направленных в ОдоГОИН, были (в ДВНИГМИ) ещё "Волна", "Океан", "Прибой" и "Прилив". Куда и почему делось десятое судно ? На девятом судне Кончились деньги ?
    
     А5. Стрюк В. 2004. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ФЛОТА
     Первое информативное описание развития научного флота до 1941г. Но несколько ошибок есть и в этой небольшой статье. "В 1960г начал функционировать плавучий измерительный косплекс в составе трёх судов- "Краснодар, "Ильичёвск и "Долинск". Не "Ильичёвск, а "Ворошилов"- переименование произошло годом позже.
     "Отметим головные суда серий (океанографических исследовательских судов): "Невельской, "Владимир Каврайский, "Полюс, "Николай Зубов, "Академик Крылов". Отметили: "Невельской, "Владимир Каврайский- суда несерийные (единичные). А вот неотмеченные оис 976 проекта ("Абхазия, "Аджария, "Башкирия, "Молдавия) и 650 проекта ("Аракс, "Анабар, "Айтодор, "Лаг, "Олег Кошевой, "Сирена, "Створ, "Ульяна Громова) - действиетельно серийные.
    
     Б. ПУБЛИКАЦИИ О НАУЧНО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СУДАХ ВЕДОМСТВ
     Б1. ПУБЛИКАЦИИ О СУДАХ АКАДЕМИИ НАУК
     В одной из первых статей о судах АН (Чибов, 1982) информации немного- дано только количество судов ведомства. Но почему-то только в завуалированной форме: "в 1982г в Академии наук более 100 нис...из которых 11%- неограниченного района плавания, 27%- ограниченного района, 62%- прибрежные, речные и озёрные".
     Что понималось под "судами неограниченного района плавания " можно понять (см. Краснов, Балабин, 2005)- это суда водоизмещением более 1000т. А вот, что такое "более 100" ? Это может быть и 101 и 150...
     По нашим сведениям число морских судов АН в то время превышало 70 (а не 38), а число океанских (водоизмещением более 1000т) судов составляло 33 (включая суда космической связи). Впрочем, автор утверждает, что "суда для исследований атмосферы и космоса появились в 1967" только.
     В более поздней статье авторы (Бреховских, Кухоренко, 1986) ухитрились дать на восьми страницах меньше информации, чем А.И.Чибов- на двух.
    
     В относительно недавней статье (Суйтс, 2004) впервые опубликован хронологический список (из 23) судов Российской Академии Наук. Он включает только суда "новостроя" и всё же далёк от полноты. В нем отсутствуют переоборудованные суда (например, "Академик Л.Орбели"), суда космической связи в Атлантике (например, "Космонавт Георгий Добровольский" и "Кегостров), суда водоизмещением 250-500т (например, "Берилл" и "Борей"), суда АКИН (например, "Академик Борис Константинов" и "Академик Пётр Лебедев").
    
     В последнем (по времени) и лучшем (по полноте описания) издании (Краснов, Балабин, 2005) есть информация о 65 судах Академии наук: и фотографии и технические характеристики. Но и эта публикация полна неточностей и ошибок.
     Авторы необоснованно относят три однотипных судна к разным типам:
     "Академик Вернадский" назван "океанским экспедиционным судном"(с.97),
     "Академик Курчатов"- "универсальным исследовательским судном"(с.104),
     "Дмитрий Менделеев"- "научно-исследовательским судном"(с.158).
     Вряд ли обоснованно предложение (с.67) новых типов исследовательских судов: "заграничного плавания", "электроразведочных", "гидролого-гидрохимических".
     Авторы забыли упомянуть многие научно-исследовательские суда, среди которых большинство- водоизмещением в 200-300т: "А.В.Топачевский", "Атна", "Аметист", "Бакуви", "Базальт", "Берилл", "Борей", "Бриг", "Валдай", "Вектор", "Внимательный","Гидробиолог","Гидронавт","Зея", "Кибернетика", "Новодвинск", "Форель". Некоторые забытые нис были побольше: "Алеут"(783т), "Гидрооптик"(1149т), "Наука"(3050т).
     Вместо них авторы описали исторические экспедиционные суда (от непоименованной охотской ладьи до парусников кругосветных плаваний) и около двух десятков судов других ведомств ("Академик Фёдоров", "Андрей Первозванный", "Батайск", "Вайгач", "Валериан Урываев", "Ермак", "Лена", "Мурман", "Обь", "Отто Шмидт", "Персей", "Россинанте", "Садко", "Седов", "Сибиряков", "Таймыр", "Тамань", "Урал", "Челюскин", "Экватор".
     Значительную часть текста занимают фамилии начальников ("в разное время начальниками и научными руководителями экспедиций были...") и программ, по которым работали суда. Эту информацию было найти просто- достаточно открыть рейсовый отчёт.
     Непонятен выбор фотографий (35 на 65 судов): их нет на многие действующие суда. Текст пересыщен "информационным шумом" и канцеляризмами ("работая в этом направлении, советским специалистам удалось собрать и систематизировать большой материал"; "зоопланктон,который является пищей для рыб в Норвежском и Баренцевом морях").
     Для академического издания (с двумя рецензентами и особым редактором) в книге слишком много ошибок. Рецензенты: доктор политических наук Б.Н.Макеев и профессор А.В.Постников, а редактор- академик А.А.Саркисов.
     Есть смысл рассмотреть ошибки подробно, так как многие из них повторяются в других публикациях. Например, авторы необоснованно причисляют (с.9) "Персей" к АН СССР: "В 20-30-х годах "Персей" являлся единственным нис в составе экспедиционного флота АН СССР". В действительности судно принадлежало Плавморнину (в 1929г он был переименован в ГОИН-1, а в 1934- в ПИНРО), который относился к Наркомпросу, Наркомторгу, Наркомснабу, Наркомпищепрому, но никогда- к Академии наук.
     Авторы систематически искажают имена институтов. "Изучением дальневосточных морей занимались учёные Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства" и Дальневосточного научно-исследовательского геофизического института" (с.58). Институты назывались (что видно на титульных листах их журналов) проще: Тихоокеанский институт рыбного хозяйства (ТИРХ) и Дальневосточный геофизический институт (Дальгеофизин).
     А вот, что написано про начало 50-х годов: "К Дальневосточному отделению АН СССР отнесены Сахалинский комплексный НИИ, Тихоокеанский океанографический институт и Институт вулканологии" (с.60) По академическому справочнику легко проверить, что ТОИ- Тихоокеанский ОКЕАНОЛОГИЧЕСКИЙ институт (сейчас нужно добавлять "имени В.И.Ильичёва"). Это неверное именование повторено на с.169 и с.237.
     Не отстал от авторов книги и автор послесловия Г.В.Смирнов, назвавший ГОИН (океанографический институт) "океанологическим".
     Авторы вольно обращаются и с датами. "Дальневосточному филиалу АН СССР, безусловно, принадлежал ряд нис"(в 1963г)- с.64. Дальневосточный филиал существовал (1932-1941, 1949-1956) во Владивостоке до Сибирского отделения (1957-1973), но морских судов у Дальневосточного филиала и у Сибирского Отделения не было. Безусловно.
     "Витязь" базировался (с 1949г) во Владивостоке, но принадлежало судно ИОАН (как с 1971г и "Дмитрий Менделеев"), комплектовалось и управлялось из Москвы. Первое собственное судно ("Первенец") появилось в ТО ИО АН СССР лишь в 1967г (а ТОИ появился в составе Дальневосточного научного центра в 1973г). "Академик М.А.Лаврентьев" принадлежит ДВНЦ" (с.112). Это неверно: ДВНЦ закончился за 9 лет до издания книги.
     Указанные в другом месте (с.60) суда ("Гидролог, "Пластун и "Дальневосточник) принадлежали другим ведомствам и не использовались учёными Академии наук.
     "Построенный в 1967г в Финляндии "Вулканолог" был передан Институту вулканологии Дальневосточного научного центра" (с.154). Здесь в одной фразе- сразу три ошибки. Во-первых, судно построено не в 1967, а в 1976; во-вторых, не в Финляндии, а в СССР (в Хабаровске); в-третьих, ДВНЦ в 1967г ещё не было (было Сибирское отделение АН СССР).
     "Экспедиция на "Заре" отправилась в путь 21 июня 1910г и в августе 1901 смогла выйти на чистую воду" (с.47). Такое путешествие во времени (как и пропуск многочисленных ошибок)- вина рецензентов и редактора.
     "Академик А.Ковалевский". Длина- 34м. Построено как траулер в Германии в 1954г. Порт приписки- Евпатория"(с.87). Здесь также неверна не только дата.
     Траулер построен в 1949г., а в 1954 судно было ПЕРЕСТРОЕНО, но уже в Севастополе, на СРЗ-13. По всем Регистровым книгам длина судна - не 34, а 38.5м; порт приписки- не Евпатория, а Севастополь (судно принадлежало Севастопольской биостанции (затем-ИнБЮМ).
     "Заря. построено в 1953 году"(с.167). Неверно: судно построено в 1952г. "парусно-паровое судно при постройке в 1899г было названо..."(с.169). Неверно: судно построено не в 1899, а в 1873г. В 1899 оно было только перестроено- из зверобойного в научное.
     Про "Невель"(с.194): "Построено в 1965г". Указанный год ввода судна в эксплуатацию противоречит РК-76, РК-82 и логике: если бы "Невель" был на два года моложе "Кегострова"(1967), то "Кегостров" не называли бы головным (с.171). Правильный год постройки -1967.
     "Космонавт Владимир КОМАРОВ"...продолжает служить науке в качестве экологического центра и музея" (с.173). Хотелось бы... Но это не так: КВК порезан в Аланге ещё в 1994 году (за 10 лет до публикации книги).
     Утверждение: "за 1946-1955 не было построено ни одного нис" (с.61) неверно. Кроме новых небольших судов ("Академик Обручев", "Академик Опарин", "Академик Ширшов", "Труженик, "Форель", "Юлий Шокальский", "Академик Зернов", "капитан Чумаков", "Геолог", "Зея") для институтов АН СССР были построены/перестроены "Академик С.Вавилов" (450т, для ЧЭНИС ИОАН), "Академик А.Ковалевский" (455т, для ИнБЮМ), "Мгла" (460т, для АН УССР), "Заря" (605т, для ИЗМИРАН).
     Авторам неизвестны 12 новых нис-зверобоев из Финляндии (880т, для СМП), 7 гс из Венгрии (пр.650, 1980т), около десятка логгеров (которые использовались как нис и гс) из ГДР и столько же из Киева (пр.391а, пр.В53).
     Авторы не знают (систематически искажают) имена судов. "Таймань" (с.258) вместо "Тамань" (с.8,34). "Россиянин"(с.58) и "Россиант"(с.258) вместо "Россинанте". "Академик Сергей Королёв" (вместо "Академик Королёв- с.63), "Академик Вавилов" (вместо "Академик С.Вавилов"- с.63). "Аюдаг" (вместо "Аю-даг"- с.66). "Витязь-2" (вместо "Витязь"- с.94,150,153).
     "Глеб Верещагин (вместо "Г.Ю.Верещагин"- с.232,257).
     "Академик Ковалевский (вместо "Академик А.Ковалевский"-с.88.
     "Н.Книпович" вместо "Николай Книпович" (с.58).
     "Валерий Урываев" вместо "Валериан Урываев"(с.256).
    
     На с.8. величина водоизмещения "Андрея Первозванного" (410т) вступает в противоречие с приведённой на с.45 (336т). Надо бы выбрать одно.
     с.66. "По этому проекту ("Валериана Урываева") построены "профессор Богоров", "профессор Штокман", "профессор Колесников", "профессор Водяницкий".
     Что-то тут не так: длина "Урываева"-около 55м, а "Богорова"- около 70м.
     У "Урываева" машина мощностью 1000лс, а у "Богорова"-2200лс. Состав экспедиции у "Урываева"- около 40 человек, а у "Богорова"- около 60.
     Поэтому легче поверить, что проекты судов - различны: у "Урываева"- пр.1532, а у "Богорова"(и 4 других)- пр.430.
     с.68. "к 1991 весь научно-исследовательский флот СССР состоял из 293 судов, в том числе 25- водоизмещением более 1000т". НЕВЕРНО. Судов водоизмещением более 1000т было около 70, а судов водоизмещением более 100т- несколько сот (более 500).
     с.104. "Академик КУРЧАТОВ. нис спроектировано (проект 181)..." длина,ширина, осадка: 122х17.8х5.8м. высота борта:11.4м.
     Но обычно отмечают, что серия построена по проекту 976, а в Регистровых Книгах приведены другие измерения: 123.9х17.1х6.1м. ВБ8.2м.
     с.110. Академик Л.Орбели. мощность двигателя- 1х221лс. ОШИБКА: 221квт, а не 221лс. И вместо нормальной ширины судна- 7.4м - редакторы пропустили ненормальную - 74 метра.
     с.137. "Арнольд ВЕЙМЕР". Указан один дизель, а их в этой серии- два. Указанная мощность (3500лс) отличается от однотипных (3100лс).
     с.140. "Боровичи. длина-113м". НЕВЕРНО: по РК-80 длина -121.9м.
     с.154. "Вулканолог. Длина- 54.2м". НЕВЕРНО. Длина- 55.6м.
     с.158. "Дмитрий Менделеев. 122х17.8х3.8м". По РК-82 длина-124м, а ширина- 17.1м.
     с.167. "Заря. длина-37.5м". ОШИБКА: длина- 43.9м.
     с.171. "Кегостров. осадка-6.8м". ОШИБКА: обычная осадка- 4.7м.
     с.176. "Космонавт Владислав ВОЛКОВ. "спроектировано и построено в Ленинграде, в 1977 году.... длина-121.9м". НЕВЕРНО: судно построено в 1964 в Выборге (как "Енисейлес), а в 1977 только перестроено. И длина судна (по официальным изданиям)- 123.1м.
     с.179 "Космонавт Юрий ГАГАРИН. осадка-8.5м". ОШИБКА: осадка во всех Регистровых Книгах- 10м.
     с.191. "Морской геофизик". Построено в 1976 г. длина 54м. 24+16э. 5лаб."
     ОШИБКА. Надо писать: 1975г, 54.8м, 25+10э. И число лабораторий обычно - 3.
     с.194. "Невель". "Построено в 1965г. водоизмещение 9280т. осадка-6.77м".
     ТРИ ОШИБКИ: правильные год-1967, водоизмещение-6320т, осадка- 4.7м. Четыре однотипных (пр.1918) судна ("Кегостров", "Боровичи", "Моржовец" и "Невель" имели близкие размеры (длина- 121.9м, ширина- 16.7м). Осадку обычно указывали- 4.7м и лишь в 1 случае из 16 (и только однажды- в РК-76 для "Невеля") приведено значение в 6.8м. Так что осадка в 4.7м более характерна. Указанное водоизмещение "Невеля" существенно (на 3000т) отличается от обычно приводимого, как для этого, так и для однотипных: "Кегостров"-6100т (с.172), "Боровичи"-6100т(с.141).
    
     с.204. "Пётр Лебедев". длина 94м". ОШИБКА: длина судна по всем Регистровым книгам (с 1970г по 1985г)- 92.4м.
     с.216. "Профессор Гагаринский. Построено в 1988г. длина 54.7м. ширина-9.3м. имеет 9 лабораторий". Снова НЕСКОЛЬКО ОШИБОК. Правильные год- 1987, длина-55.8м, ширина- 9.5м, 9 лабораторий у 1100- тонного "профессора Гагаринского"- многовато- у судов этого проекта их обычно 3.
    
     с.216. "Профессор Добрынин. Указанная длина (38.5м) для 100тонного судна представляется завышенной метров на 13.
     с.223. "Рифт. пр.1539. Разве не 05032 проекта?
     с.225. "Сергей Вавилов. длина 94м. Эта длина отмечена в справочнике 1966г ("Экспедиционные суда мира". Но по всем Регистровым Книгам длина судна- Иная- 92.4м.
     "Судно-напарник "Пётр Лебедев" построено заводом им.А.А.Жданова в 1960г". И это неверно: судно построено заводом "Вяртсиля-юхтюмя" (г.Турку) в 1956г. с.228. "Степан Малыгин" принадлежит СахКНИИ". Но по РК-1976-77, РК-1980, РК-1982 он принадлежности (к Гидрографическому предприятию ММФ) не менял (вероятно, был в аренде). Правда, после перестройки он стал принадлежать Кемеровуглю.
    
     Б2. ПУБЛИКАЦИИ О СУДАХ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
     МРХ- единственное ведомство СССР, которое издавало справочники по своим судам, открыто публиковало их списки и технические характеристики. Поэтому ошибок и противоречий в их числе и характеристиках немного. Но они есть. И главная причина- в переклассифицировании судов (в исследовательские и обратно, в рыболовные).
     По "списку самоходных судов" (1971) в МРХ было всего 10 исследовательских судов, из которых 7- научно-промысловые (Академик Книпович, Аргус, Одиссей, Персей 111, Профессор Дерюгин, Посейдон и Скиф) и 3- научно-исследовательские (Бета, Гамма, Звезда). Почему в этом списке отсутствуют другие суда 339 проекта (академик Берг, Ихтиандр и Экватор)- неясно.
     Но, судя по Регистровым Книгам, исследовательских судов в ведомстве было намного больше. По РК-70 (следующий выпуск книги состоялся только в 1976г) в МРХ было 9 экспедиционных, 3 гидрографических, 8 научно-исследовательских, 4 исследовательских, 19 научно-промысловых (всего- 40). Кроме вышеприведённых это: Академик Берг, Академик Державин, Академик Крылов, Альба, А.Откупщиков, Артём, Верный, Владимир Воробьёв, Гемма, Искатель, Кальмар, Константин Болдырев, Криль, Крылатый, Ломоносов, Марлин, Мерланг, Николай Данилевский, Опыт, Прометей, Профессор Книпович, Профессор Солдатов, Профессор Шорыгин, Процион, РC-5216, Сад-город, СРТ-1127, СРТ-4246, Мазирбе, Профессор Сомов, Сучан, Учёный, Фёдор Леонтович, Фритьоф Нансен.
     Если сравнить с составом 17 исследовательских судов ведомства по РК-1964г (Академик Книпович, А.Откупщиков, Владимир Воробьёв, Гонец, Горизонт, Град, Грот, Звезда, Искатель, Константин Болдырев, Мазирбе, Николай Данилевский, Профессор Месяцев, нис-5 Профессор Месяцев, Профессор Солдатов, Севастополь, Топседа) и с 27 научными судами ведомства в РК-76 ( Академик Державин, Академик Книпович, Андромеда, Аргус, Беспокойный, Верный, Владимир Каманин. Гидролог, Звезда, Искатель, Ихтиандр, Ихтиолог, Мазирбе, Неринга, Одиссей, Опыт, Персей 111, Поиск, Посейдон, Профессор Дерюгин, профессор Сомов, Профессор Шарыгин, Скиф, Тунец, Фритьоф Нансен, Эйзенам, Юрий Гагарин), то можно заметить, что состав исследовательских судов каждый раз менялся почти на треть. Многие исследовательские суда МРХ передавались в МинГазПром, а некоторые- в АН СССР. При этом число исследовательских судов МРХ (по Регистровым Книгам) непрерывно уменьшалось. В РК-64 и РК-70 исследовательские суда МРХ составляли большинство среди ведомств, в РК-76 они уступили судам МинГео и МинГазпрома, в РК-82 и в РК-85 они уже занимали четвёртое место по числу таких судов.
    
     Б3. ПУБЛИКАЦИИ О СУДАХ ГИДРОМЕТСЛУЖБЫ
     Сколько-нибудь качественных публикаций о судах Гидрометслужбы нет. Поэтому мы рассмотрим труд коллектива авторов из ВНИИГМИ (Михайлов М.М., Вязилов Е.Д., Ламанов В.И., Студенов Н.С., 1998), посвящённый вообще-то всем экспедиционным судам страны (но судам ведомства внимания уделено больше). Этот труд был опубликован три раза: кроме книги, изданной в 1998г, издание повторилось (при том же содержании добавился ещё один соавтор- Шаймарданов М.З. и Ламанов стал Ломоновым) в американском отчёте (NOAA Atlas NESDIS 56, 2002) и на сайте ЕСИМО.
     Авторы смело утверждают, что ими "сделана ПЕРВАЯ попытка обобщить большинство имеющихся разрозненных сведений о российских экспедиционных исследованиях океанов и морей".
     Суда, на которых проводились измерения, названы экспедиционными. Поэтому в число экспедиционных попали боевые корабли, подводные лодки, ледоколы, лесовозы и рыбацкие суда. Так, к ДВНИГМИ здесь приписаны сухогруз "Капитан Поспелов" и подводная лодка "Щ-111". Всего ДВНИГМИ здесь приписано 28 судов, а Приморскому УГМС (которому принадлежали ВСЕ суда до 1982г)- почему-то только 9. ТИНРО здесь приписано 88 разных судов, а ТУРНИФу- только 4. Уточним: ВСЕ суда принадлежали Дальрыбе (что и отражено в РК), а ТИНРО и ТУРНИФ были только операторами. Все суда, находившиеся в оперативном управлении в ТИНРО, были переданы в оперативное ТУРНИФ в какой то год (в начале 60-х) и только после перестройки часть из них вернулась в ТИНРО. Так что штучное количество исследовательских судов в ТУРНИФ и Приморском УГМС- ошибки. Аналогично- с исследовательскими судами ПИНРО: ВСЕ они в своё время (в 1958г) были переданы Севрыбпромразведке. Из характеристик нис в этой книге приведены только имя, судовладелец/ оператор и, иногда, позывной сигнал. Ошибки в книге есть в названии судна, типе судна, позывном, годам работы. На сайте ЕСИМО как разные были определены организации с полным и сокращённым именем (ТУРНИФ и Тихоокеанское управление...). Правда, недавно этот сайт стал недоступен.
    
     ОШИБКА В ИМЕНИ СУДНА
     "Академик Ковалевский" вместо "Академик А.Ковалевский",
     "Академик А.Виноградов" вместо "Академик Александр Виноградов",
     "Академик А.Несмеянов" вместо "Академик Александр Несмеянов";
     "Левберг" вместо "Лев Берг" (с.133).
     "Витязь-11" и "Витязь-111" вместо "Витязя".
     А также неверные "Данилевский"(с.43), "М.Ломоносов"(с.47) и т.п.
     По сведениям авторов "Прибой (ДВНИГМИ) поставлял данные с 1959 по 1989. Но в такие годы данные получены 2 разными судами, носившими одно имя (первое начало работу в 1959г, а второе- в 1969г).
     По сведениям авторов данные "Океан" (ДВНИГМИ) поставлял во ВНИИГМИ за период 1957- 1988гг. Но это также 2 разных судна (первое начало работу в 1957г, а второе- в 1969г).
    
     ОШИБКА В ПОЗЫВНОМ
     "Аю-Даг" по утверждению коллектива авторов из ВНИИГМИ (с.133) имел позывной ЕNСQ, но по Регистровой книге (РК-82)-UQLZ.
     "Михаил Сомов" имел позывной не UPWW(с.129), а URWW (РК-82);
     "Профессор Гагаринский" - не UKZW(с.148), а UFPP (РК-95);
     "Профессор Визе"- не UPUJ(с.129), а UPUI (РК-82);
     "Сергей Вавилов"- не VNOV(с.130), а UNOU (РК-82);
     "Яков Гаккель"- не UZMU(с.140), а UVMM (РК-82).
     И только в одном случае кажется, что позывной (нис "Уран"), цитированный (с.143) авторами ВНИИГМИ (UYOI) более обоснован, чем приведённый в РК-82 (EOJY)- позывные судов СССР, вряд-ли, начинались с "Е".
    
     ОШИБКА В ТИПЕ
     с.42- "Вайгач"- Научно-исследовательское судно ? Но в это время уже был официальный тип гидрографических судов, к которому и относился "Вайгач".
    
     с.134- "Челюскин"- ледокольный пароход? скорее, это-судно снабжения (нэс) и ледокольным там был только капитан.
     с.147- "Милоградово", "Млечный путь", "Мыс Юноны". научно- промысловые суда ? Но по регистрам это- морозильные траулеры.
    
     ОШИБКА В НАЗВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
     с.43. К названию ТИРХа и Дальгеофизина добавлено "научно-исследовательский", которых тогда (1933г) не было.
     с.55 ДВНИГМИ назван (с.55) "...институтом гидрометеорологической информации" (правильно: ...гидрометеорологический институт). "Обидно, понимаешь…"
     с.131. "научный институт морской геологии" (с.131) вместо Южморгео (производственное объединение, затем - научно-производственное объединение).
     с.148. ТОИ назван "Тихоокеанским Океанографическим институтом" (правильно- океанологический).
    
     Следующая, 2-я ГЛАВА - ИСТОРИЯ НАУЧНОГО ФЛОТА РОССИИ
    
     2-1. Научные суда других стран- законодатели моды
    
     2-2. Советские суда. Деление на временные периоды
    
     2-3. Российские суда
    
    
* * *

Начало книги "Введение" здесь

Глава № 1 здесь

Глава № 2 здесь

Глава № 3 здесь

Глава № 4, часть №1 здесь

Глава № 4, часть №2 здесь

Глава № 4, часть №3 здесь

Глава № 4, часть №4 здесь

Глава № 4, часть №5 здесь

Глава № 4, часть №6 здесь

Глава № 4, части №7 - №8 здесь

Глава № 4, части №9 - №12 здесь


Copyright © 2001 - 2015 г. Николай ДЕНИСОВ denisovn@narod.ru
При использовании любых материалов сайта ссылка на dvnigmi.narod.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев