Экспедиции ДВНИГМИ
Морские экспедиции СССР и России. Экспедиции ДВНИГМИ.

          ДВНИГМИ

       Главная
       Структура:
          отделы,
          службы,
          лаборатории

       Наука:
          статьи,
          работы,
          монографии

       Флот:
          состав,
          характеристика,
          фото

       Экспедиции:
          описание,
          карты,
          маршруты,
          участники

       Техника:
          ракеты,
          приборы,
          оборудование

       История:

       Воспоминания:
          очерки,
          дневники,
          проза,
          стихи,
          приключения,
          случаи

       Фотогалереи:
          Денисов
          Жуков
          Куликов
          Линевич

       Наши коллеги:
       Разное:
       Гостевая
       Почта
       dvnigmi@narod.ru

  Флот: состав, характеристика, фото
"НАУЧНЫЕ СУДА РОССИИ"

ДАНЧЕНКОВ М.А., ВОЛКОВ Р.Н.



Михаил Данченков


    Данченков М.А. (г.Владивосток, veradanch@yandex.ru), Волков Р.Н. (г.Новосибирск)
    
     1часть книги (первые 40стр). *** Страниц, ** рисунков (фотографий), список литературы из *** наименований.
    
     ОГЛАВЛЕНИЕ
    
     ПРЕДИСЛОВИЕ
    
     ВВЕДЕНИЕ
    
     НЕОБХОДИМЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
     Типы судов. деление по основным параметрам. Водоизмещения.
     Пример распределения количества нис по годам, водоизмещению и типам. Размерения. Экипаж. Мощность. Дальность плавания и автономность.
    
     1 ГЛАВА. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. РЕГИСТРОВЫЕ КНИГИ
    
     2 ГЛАВА. ИСТОРИЯ НАУЧНОГО ФЛОТА РОССИИ
     2-1. Научные суда других стран - законодатели моды
     2-2. Советские суда. Деление на временные периоды
     2-3. Российские суда
    
     3 ГЛАВА. ЗАВОДЫ И ПРОЕКТЫ
     3-1. Характеристики. каталог
     3-2. Судостроительные заводы, перегоны
     3-3. Серийные суда.Проекты
    
     4 ГЛАВА ВЕДОМСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ФЛОТ
     4-1. Гидрометслужбы
     4-2. Академии Наук
     4-3. рыбного ведомства
     4-4. полярной (гражданской) гидрографии
     4-5. военной гидрографии
     4-6. космического флота (Космофлот)
     4-7. МинГео и МинГазПрома
     4-8. прочих ведомств (ВУЗов и МинСудПрома)
    
     5 ГЛАВА. ИМЕНА Судов
     5-1 История именований и их анализ. неоднородность, неповторяемость, смена 5-2 Имена от А до Я.
     5-3 Чьими Именами людей нис не называли.
    
     6 ГЛАВА. О СПИСАНИИ СУДОВ. СУДА НА ОБЛОЖКЕ И СУДА-ТРУЖЕНИКИ
     Как списывают.
     Как уничтожают.
     Суда разрекламированные.
     Академик Алексей Крылов Академик Вавилов
     Академик Гамбурцев Академик Иоффе
     Академик Курчатов Академик сергей королёв
     Валериан Витязь
     Заря Морской Геолог МГУ
     Отто Шмидт Персей
     Суда- рекордисты.
     Суда-неудачники.
    
     7 ГЛАВА. ЧТО В ОСТАТКЕ ?
    
     Нис в музеях. Океанографические и морские музеи. Что остаётся от кораблей - якорь Курчатова.
     Изображения: модели, марки, монеты, значки и пр.
    
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. сколько было, сколько стало.
    
     ЛИТЕРАТУРА.
     ПРИЛОЖЕНИЕ-1. Смешанный каталог.
    
     Приложение-3. Указатель серий
     Именной Указатель
    
     Во Введении даны определения типов судов и основных характеристик.
     В 1 главе произведён обзор существующей литературы по теме.
     Во 2 главе описана краткая история развития исследовательских судов.
     В третьей - описаны основные серии, по которым строились суда и дано распределение исследовательских судов по судостроительным заводам.
     В 4 главе рассмотрены имена судов.
     В 5 главе описано распределение судов по ведомствам.
     В 6 главе говорится о списании судов и судьбе некоторых из них.
     В 7 главе даны некоторые сведения о представительстве исследовательских судов на значках и марках.
    
     "Российские верфи опытом строительства нис не обладают".
     Слишком смелое (неверное) утверждение В.Н.Краснова - В.В.Балабина (2005).
    
     ПРЕДИСЛОВИЕ
     Рукопись этой книги более 5 лет пролежала в столе автора- в ДВНИГМИ не нашлось денег на её публикацию. Теперь и не будет: надвигается 2012г. Так что этот экземпляр книги- рукописный и единственный.
    
     В этой книге читатель найдtт список всех исследовательских судов нашей Страны (Российской империи, РСФСР, СССР, РФ).
     В официальных публикациях в разные периоды такие суда назывались по-разному ("экспедиционное", "исследовательское", "научно- исследовательское"), что позволяет считать эти термины (а также термин "научное") синонимами. Под Россией далее понимаются формально разные государства, но большинство отечественных исследовательских судов было создано в советское время. Точнее- после 1945г.
    
     Эта книга содержит списки таких судов всех ведомств и типов. В них представлены и их основные технические характеристики (длина и пр.) и основные сведения о них (год ввода в эксплуатацию, завод и пр.). Кроме них, в книге есть список проектов (по которым строились серийные исследовательские суда), список судостроительных заводов, дано пояснение имён исследовательских судов, приведены сведения об исследовательских судах на марках и значках и полная библиография по теме.
     Под исследовательскими здесь и далее понимаются суда, ПОСТОЯННО занятые исследовательскими (научными) работами в океанах и морях. От других судов *например, рыболовных) они отличаются наличием специалистов ("учёных"), специальных лабораторий и специального оборудования.
    
     Все замечания и предложения можно присылать на адрес электронной почты автора: veradanch@yandex.ru. Но вряд ли авторы продолжат работу по этой теме (время прошло).
    
     ВВЕДЕНИЕ
     Изучение морских территорий является обязательным и необходимым признаком владения любого государства. В спорных (например, район о-вов Спратли в Южно- Китайском море, Такисима/Токдо- в Японском, Кипр- в Средиземном) или перспективных (например, на нефть или газ) международных водах первыми появляются и пытаются работать исследовательские суда соперников. Морская страна обязана поддерживать работу своего научного флота, как минимум, для подтверждения права владения морскими территориями.
     А морские владения России пока ещё расположены в трёх океанах и морские границы, даже после отторжения значительной части территории в 1991г, остаются самыми протяженными в мире.
     И во всех бассейнах (Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий океаны, особенно, моря Баренцево, Балтийское, Чёрное, Каспийское, Японское и Охотское) необходима ежегодная работа специальных судов, обеспеченных оборудованием, снабжением, тренированной командой и грамотными техническими специалистами ("учёными").
     Без работы научных судов уже невозможно грамотное использование рыбных и минеральных ресурсов морей. Само мореплавание уже мало зависит от степени изучения морей.
    
     Однако, прибыль от научного флота не так быстра и очевидна как, например, от флота торгового. А стоимость создания и эксплуатации научных судов намного выше расходов на создание и эксплуатацию торговых судов. Потому число таких судов у большинства стран мира исчисляется единицами. Поэтому новые научные суда строят (и используют) только государства с устойчивой экономикой. Государства- колонии, главными отраслями экономики которых являются добыча сырья, грязные производства и вывоз денег, научных судов не строят совсем. Так что состояние исследовательского флота - одна из характеристик статуса государства.
     Да, исследовательские суда работают на будущее. Государства, не строящие исследовательские суда, это- государства без будущего.
    
     Перед вторым разделом Страны исследовательских судов было много, даже слишком много- больше, чем в любой другой стране мира. Огромные средства было вложены также в создание отечественного военного, торгового, пассажирского и рыболовного флотов. Неоправданно стремительный рост их числа в период с 1964 г. по 1988 г. сменился ещё более неоправданным и ещё более стремительным их уничтожением после 1991 г. Эти флоты оказались уничтожены всего за 10 лет. Как на войне…Мощной морской державы (второй в мире по военно- морскому флоту и третьей- четвёртой- по торговому) уже нет и, судя по несменяемости и антипатриотизму власть предержащих, уже не будет никогда.
     Учитывая особенности развития морских технологий и нищету отечественной науки, приходится признать, что русский научный флот таким многочисленным и разнообразным, как был в 1965-1990, уже не будет никогда. Количество научных судов Страны стремительно сократилось: часть отошла к новообразованным государствам, часть сменила направление деятельности, часть поспешно списана. Неоправданное сокращение числа исследовательских судов в 1991- 2000гг резко сократило возможности русских учёных и сузило районы их исследований.
    
     Каким же был отечественный научный флот (насколько многочисленным и насколько разнообразным) ? Ответа нет: по имеющимся публикациям невозможно установить состав и характеристики исследовательского флота страны. Давно уже нет многих научных судов. Исчезли не только судовладельцы-организации (например, ГОИН-1 и "Космофлот"), но и судовладельцы-ведомства (Дальстрой, ГлавСевморпуть, Министерство морского флота). Заметим, что при таких переменах исчезают не только суда, но и архивы, содержащие сведения о них. Нет уже и мощной морской державы (первой- по научному флоту, второй- по военному и третьей-четвёртой- по торговому). Но до сих пор состав научного флота страны для её граждан остаётся неизвестным. Обычные для большинства стран сведения о числе и характеристиках судов многих ведомств СССР не публиковались н-и-к-о-г-д-а, При таких резких переменах исчезают не только суда- пропадают и документы, содержащие сведения о них. Многие сведения о научных судах (например, время списания, место разборки, фотографии) обычно не публиковались. Поэтому часть сведений к настоящему времени оказалась утеряна. Утеряна навсегда. Катастрофические события в нашей Стране ещё не закончились, отношение к собственной истории не изменилось и вероятность утраты оставшихся архивов ещё велика. Автор попытался собрать доступные сведения о научном флоте всех ведомств России, по открытым публикациям, без доступа к архивам ведомств.
     Полнота сведений о судах разных ведомств сильно отличается. Оказалось, что лучше всего известны имена и характеристики судов Академии наук- им посвящено более десятка отечественных статей и книг. Хуже всего известны имена и характеристики судов военной гидрографии (и приписанных к ней)- они известны только по иностранным справочникам. Обычно неясно: можно ли отнести то или иное гидрографическое судно (гс) к исследовательским: измерениями в океане занимались не только те из них, что назывались океанографическими исследовательскими (оис) и экспедиционными океанографическими (эос). Издания Гидрографической Службы ВМФ (к 300-летию флота их было несколько), к сожалению, не пролили свет на эту проблему. Представленные в них сведения о гидрографических судах несистемны (фрагментарны), а приводимые характеристики судов приближённы. Даже - судов давно списанных.
     Также было неясно: можно ли отнести к исследовательским суда обеспечения космической связи. Те из них, что работали в Атлантическом океане, формально принадлежали Академии наук и только поэтому считаются научными. Но суда, выполнявшие примерно такие же задачи (обеспечения запусков ракет) в Тихом океане, относились к ВМФ и только поэтому исследовательскими не считались. До недавнего времени некоторые сведения о них можно было найти только в иностранных справочниках.
     Относительно мало известно и о научных судах рыбного ведомства. Формально была только одна серия специальных- научно-промысловых- судов (нпс). Большинство судов, выполнявших исследовательские задачи ведомственных НИИ, были судами неспециализированными (промысловыми). Подчинённость этих судов неоднократно менялась. И, в общем, было неясно: какие из ведомственных судов, регулярно принимавших участие в морских исследованиях, можно назвать исследовательскими.
     Имена и характеристики большинства судов гидрометеорологического ведомства в обычной печати не появлялись. Хотя отечественных публикаций о судах Гидрометслужбы имеется довольно много (в основном, в сборниках "Человек и Стихия"), но ВСЕ они неинформативны: в них нет ни полноты сведений, ни характеристик судов. Например, читатель не смог бы узнать даже имена единственной серии "судов погоды" (серия В88). Заказано было 10 судов этой серии (Папанин, Сузюмов, 1971), но получено, почему-то, девять и половина из них постепенно была переименована.
     Основной источник сведений о нис- Регистровые Книги морских судов (рис.1).

В Регистровых книгах обоснованно фиксируется назначение (класс) судна- любое судно при прохождении заявки на класс Регистра обязано предъявить соответствующее оборудование. Регистровые книги в России издавались с 1914г (в СССР- с 1923г), но Регистровые книги, изданные до 1964г, нам оказались недоступны- их просто не было во Владивостоке. Но, как оказалось, их нет нигде. В Ленинской библиотеке (сейчас- "Российская государственная библиотека) есть только 2 Регистровые книги (там вообще нет многих книг и номеров журналов). Как оказалось, Регистровых книг 1949г и 1957г нет и в библиотеке Регистра РФ. Вряд ли, отсутствующие Регистровые книги секретны (прошло более полувека и все сведения относятся к списанным судам). Просто ИХ НИКТО НЕ СОХРАНИЛ. Или уничтожил.
    
     Однако, и Регистровые Книги могут содержать недостоверную информацию о собственнике, классе, позывном и измерениях. Часто информация в Регистровых Книгах неполна (обычно отсутствует полное водоизмещение, число лабораторий, лебёдок и число мест для учёных). Иногда сведения противоречат другим источникам или Регистровым Книгам иных лет издания. Эти противоречия рассмотрены в следующей главе. И в Регистровых книгах не упоминаются гидрографические суда ВМФ (часть из которых можно отнести к научным).
    
     Единого критерия того, какие суда можно считать исследовательскими ("научно-исследовательскими"), нет. Принадлежность танкера или рефрижератора к АН ("министерству науки" в СССР) ещё не делало судно исследовательским. Даже специальный проект (строительства или переоборудования судна) не является вечным основанием для этого: после 1991г. многие суда ААНИИ и ИО РАН, формально научные, использовались как туристические, научными исследованиями не занимались, а специальное оборудование с них было срезано.
    
     С другой стороны, ни первоначальное ненаучное назначение судна, ни отсутствие специальных лабораторий не могли быть препятствиями для использования судов учёными в течение достаточно долгого времени.
    
     Книга состоит из введения, 7 глав, списка литературы и приложения.
     (Здесь будут конкретные числа страниц, фотографий и цитированных источников).
     В заключении даны краткие сведения о количестве нис (сколько было, сколько стало) и приведены авторские мысли о возможности возрождения научного флота.
    
     Список рекомендованной литературы по теме включает более 150 наименований. Цитируется в книге только часть работ (неинформативные не цитируются). К наиболее информативным источникам авторы относят материалы калининградского конгресса по истории океанографии 2004г и Регистровые книги.
    
     В приложении дан Общий каталог исследовательских судов Страны.
    
     БЛАГОДАРНОСТИ
     Авторы признательны В.Б.Лобанову (зам.директора ТОИ ДВО РАН) за замечания, позволившие устранить часть недостатков статьи.
     Автор благодарны В.Б.Дарницкому (в.н.с. ТИНРО) за многократную помощь в поиске печатных источников.
    
     НЕОБХОДИМЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
     Авторы старались придерживаться установившихся понятий и определений. Там, где таких определений не было или они не были установившимися (общепринятыми), были введены свои (например, граничные водоизмещения между "большими" и "малыми" судами). Определения менялись со временем, а в публикациях используются часто произвольно.
     Определим понятия "водоизмещение", "размерения" и т.п. Начнём с определения типов судов ("научно-исследовательское судно" и подобных).
    
     ТИПЫ СУДОВ.
     Единого критерия того, какие суда можно считать исследовательскими ("научными", "научно-исследовательскими"), нет. Не только в газетных публикациях, но и в научных статьях часто такими называют суда совсем иного класса (назначения).
     Принятый в СССР (и используемый ниже) термин "научно-исследовательское судно" (нис) авторы считают таким же странным, как "научно-неисследовательское" или "ненаучно-исследовательское". Этот термин ("нис") используется в публикациях более часто, чем "научное судно" или "исследовательское судно". Он появился только в СССР (в начале 50-х годов 20 века). Несмотря на частоту употребления, его использование противно хорошему русскому языку. "Ненаучно-исследовательских" и "научно-неисследовательских" судов не было, хотя, некоторые, формально исследовательские суда и занимались ненаучной деятельностью.
     Термины "научное судно", "научно-исследовательское судно" и "исследовательское судно". мы считаем тождествененными. Это следует и из Регистровых Книг. Так, судно "Беспокойный" в РК-1976 и РК-1980 записано как нис, а в РК-1982 и РК-1985- как исследовательское. Последний термин ("исследовательское судно"/"Research vessel") наиболее часто используется для определения научных судов в мировой научной литературе.
     В СССР наиболее распространённым был термин "нис". При этом иногда он встречался (сайт ВНИИГМИ-МЦД: http://data.oceaninfo.ru/resource/objects/vessels) вместе с термином "исследовательское судно", но обычно (например, в статье А.М.Муромцева из БСЭ-2) они используются как синонимы. Странными авторы считают термины, принятые в ВМФ: "экспедиционное океанографическое судно" (эос) и "океанографическое исследовательское судно" (оис).
     Неясно, чем, кроме ведомственной принадлежности, оба типа отличаются от "научно- исследовательского" и друг от друга. Океанографических неисследовательских или неэкспедиционных авторам не встречалось. В иностранной практике научные суда обычно именуют просто "исследовательскими": "научное"- синоним "исследовательского". Но, несмотря на нелогичность, термин "научно-исследовательское судно" распространён чаще, чем другие. Поэтому мы используем его (а также аббревиатуру "нис") здесь и далее.
     К исследовательским судам можно отнести суда самого разного назначения: суда снабжения и суда разведочного бурения; суда, занятые спасением приводнившихся космических аппаратов и суда, учёные на которых считают птиц или космические частицы; суда, занятые сбором планктона; опытовые суда КБ; суда космической связи; учебные суда океанологов; суда геофизической разведки…
     В широком смысле, исследовательские суда- это - суда, работающие для учёных (хотя обычно на нис работают не учёные, а техники). В узком смысле исследовательские - это суда, проводящие измерения/исследования в море. Если параллельно основной работе на судне регулярно проводятся и измерения параметров воздуха над морем, морской воды или донного грунта, то оно- исследовательское. Поэтому к исследовательским судам можно отнести многие буровые и гидрографические суда.
     Суда, перевозящие учёных на конференции или занятые только переходом (даже кругосветным) без постоянных научных работ, не являются исследовательскими.
    
     Хотя в Регистровых книгах есть только три основных типа исследовательских судов: исследовательское, научно-исследовательское и экспедиционное, предложенных типов исследовательских судов довольно много. В публикациях (см., например, Муромцев, 1958; Медведев, 1966; Михайлов и до., 1998; Левашов, 2003; Краснов, Балабин, 2005 ) встречаются такие:
     -"научное", "исследовательское", "научно-исследовательское", "научно-исследовательское судно погоды";
     -"экспедиционное"(эс), "научно-экспедиционное"(нэс), "судно снабжения";
     -"океанографическое", "океанографическое исследовательское (оис), "экспедиционное-океанографическое (эос),
     -"гидрологическое";
     -"гидрографическое" (гс), "гидрографическое исследовательское (гису);
     -"поисковое", "поисково-обследовательское","научно-промысловое" (нпс);
     -"рыболовно-исследовательское", "биолого-промысловое";
     -"акустическое", "геомагнитное"
     -"сейсмическое", "геофизическое", "геолого-геофизической разведки",
     "геолого-изыскательское", "геотехническое";
     -"судно погоды", "метеорологическое",
     -"акустические";
     -"командно-измерительный комплекс", "измерительный пункт", "поисковое";
     -"учебное", "учебно-экспедиционное", "учебно-научное";
     -"экспериментальное", "опытовое";
     -"судно-носитель подводных аппаратов".
    
     Океанографическое судно - судно, специально предназначенное для выполнения океанографических работ. Под океанографическими работами понимают самые разнообразные: измерения параметров морской воды; взятие проб воды и грунта; измерения течений; постановки буксируемых или автономных устройств для измерений. Отличительным признаком океанографических судов является наличие специальных лебёдок и балок.
     Судов погоды (или "нисп") в СССР реально не было. Хотя суда проекта В-88 и назывались "нисп", но как метеостанции в постоянных точках (например, "TANGO") они службу, за одним исключением, не несли, а использовались обычно как обычные исследовательские.
     Гидрографические суда предназначены для поиска сведений, необходимых для навигационных карт (в основном, промера, поиска и обозначения мест, опасных для мореплавания), а также обустройством фарватеров. В действительности они ещё работают как суда снабжения, как океанографические, а также обеспечивают все операции флота. Сам тип гидрографических судов был введен в России лишь в 1915 г. К этому типу отнесены не только называвшиеся гидрографическими, но и называвшиеся "гидрографическими исследовательскими", "малыми гидрографическими "экспедиционными океанографическими" (эос, этот ведомственный тип существовал до 1977 г.) и "океанографическими исследовательскими" (оис, с 1977 г). Разницы между эос и оис (как следует из ведомственного переименования типа) нет. В публикациях одни и те же суда называются оис, эос, гс и гису. Но вот лоцмейстерские суда отличаются от гидрографических (тем, что не проводят промеры и океанографические работы) и составляют особый тип, который здесь не рассматривается.
     Специальные научно-промысловые суда (нпс) МРХ (Госкомрыболовства) предназначены для самых разных работ, связанных с прогнозом промысла. Конечно, океанографические работы (определение параметров среды) составляют основу. На практике такие суда заняты ловом (более прибыльном для команды) чаще, чем океанографическими работами. Иногда (Муромцев, БСЭ-2) такие суда называют "рыбопоисковыми", но это неверно. Поисками рыб могут быть заняты все рыболовецкие суда. Главное отличие нпс от рыболовных состоит в том, что первые преимущественно изучают среду обитания рыб и закономерности формирования рыбных скоплений.
     К судам космической связи (скс) относятся суда разного назначения, формально принадлежавшие разным ведомствам (АН и ВМФ). Среди них были морские центры космической связи (например, "Космонавт Юрий Гагарин"), "плавучие" (морские) телеметрические пункты ("Ильичёвск") и поисковые суда ("Даурия").
     Суда геофизической разведки (сгр) принадлежали двум разным министерствам: МинГео и Мингазпрома. При этом их принадлежность в Регистровых книгах часто менялась. Почему к исследовательским (геофизической разведки) судам отнесены буровые ? Суда разведочного бурения закупались за границей и они имели оборудование для автоматической регистрации параметров морской воды (температуры, солёности, содержания растворённого кислорода, горизонтальных и вертикальных течений). К этому же типу (суда геофизической разведки) включены также геологические и сейсмические суда.
    
     "Исследовательские суда часто называют экспедиционными судами" (А.М.Муромцев, БСЭ-2, том 30). Действительно, примерно до середины 60-х годов использовался в основном второй термин, а затем- первый (точнее, "нис"). Но синонимы ли эти термины ? Суда, специально направленные в научную экспедицию, называются, естественно, экспедиционными. Поэтому экспедиционными являются не только специально построенные суда (как, например, "Таймыр" и "Вайгач"), но также эсминцы, сторожевые корабли или траулеры при условии, что они были специально направлены в экспедицию. То есть, если маршрут и работа судна определялись учёными. Обычно в экспедиции на "неспециальном" судне число учёных (дополнительно к экипажу при том же числе кают и кубриков) было небольшим. В некоторых изданиях (например, ВНИИГМИ, 1998) их стали называть термином, противным хорошему русскому языку: "научно-экспедиционными" (нэс").
     Этот особый тип, вероятно, должен был отделить суда военных экспедиций (например, кругосветное плавание на гс "Полюс" в 1968-1969гг) от такого же на гражданском (хотя до такого гражданские не додумались).
     Экспедиционным не был грузовой пароход "Трансбалт", на котором В.В.Шулейкин совершил (с попутными исследованиями) переход от Одессы до Владивостока в 1928г. Он был только пассажиром и не мог влиять на работу судна.
     Но танкер "Серго Орджоникидзе", на котором в 1937г. проходила первая (вторая состоялась на "Витязе" в 1949г.) морская экспедиция для исследования космических частиц и грузо-пассажирский "Челюскин" (не дошедший до порта приписки), определённо были судами экспедиционными и не были научно-исследовательскими.
    
     В нашем Основном Списке используются разные типы исследовательских судов, но основных типов- пять. Кроме "нис" среди них:
     -"гс" (гидрографические, включая оис/эос, ВМФ, гидрографические Севморпути и гидрографические ГП ММФ),
     -"нпс" (научно-промысловые, научно-исследовательские, гидрографические МРХ, а также работавшие для учёных в течение долгого времени и постоянно рыболовные и промысловые суда);
     -"скс" (космической связи, включая суда поиска и обеспечения);
     -"сгр" (геофизической разведки, включая геологические, геофизические, буровые и т.п.).
    
     При несовпадении мнений (нашего и первоисточника) второе мнение приводится в Основном списке в скобках. Аналогично (в скобках) даются и другие альтернативные параметры (водоизмещение, длина судна или число участников), когда авторы не имели достаточно оснований для выбора единственного варианта.
    
     Научно-исследовательское судно отличается от других судов (например, транспортных), как минимум, наличием специально оборудованных лабораторий (хотя в последнее время научные лаборатории уже перевозятся и в контейнерах, которые могут быть установлены на любом судне). В число "нис" входят и небольшие по водоизмещению ("малые", "маломерные") суда (на реках и озёрах) и 45000-тонное океанское судно.
     Разнообразные исследовательские суда можно разделить не только по водоизмещению, но и по условиям строительства, основному виду работ и ведомственной принадлежности. По водоизмещению их можно разделить на малые, средние и большие. Границы между ними условно можно задать в 500 тонн (суда меньшего водоизмещения - "малые") и 5000 тонн (суда большего водоизмещения логично называть "большими"). Суда, водоизмещением менее 100 тонн (катера), в регистры обычно не включаются и здесь они, за редким исключением (когда они носят имена исторические или учёных, которые использовались и большими судами) исключением, также не рассматриваются. Большое число отечественных судов водоизмещением около 400т можно объяснить особенностями прохождения некоторыми внутриконтинентальными водными путями. Хотя большое судно много удобнее малого в работе и условиях проживания, оно менее экономично и малопригодно для океанографических работ. Суда (не только большие) использовались обычно комплексно: разные отряды на одном судне решали разные задачи параллельно. Но с одного судна опускать несколько длинных кабелей и тросов с приборами неразумно (судно иногда качает, а работать надо всегда). Поэтому, исходя из удобства работы отрядов, водоизмещение научного судна ограничено сверху. Большое водоизмещение судна не является и гарантией научных достижений. Заметный вклад в океанографии оставили небольшие суда, например, Андрей Первозванный, Книпович-1, Персей-1, Первенец. Фрам, Мод, Атлантис. И, напротив, об очень больших Академике Борисе Константинове и Академике Николае Андрееве знают только граждане их нового отечества (Сент-Винцента и Гренадин). Естественно, как только стоимость топлива возросла, суда очень большого водоизмещения (самые дорогостоящие, но совсем не старые) тут же пошли на продажу (почему, в основном, как металлолом, а не как суда - отдельная тема).
    
     Существует связь между водоизмещением и длиной судна.
    
     Если представить её (по выборке из 600 судов) линейной зависимостью (или комбинацией линейных зависимостей), то граничным водоизмещениям будут соответствовать длины судна в 45 м и 100 м (рис.2).
По выборке из 596 отечественных научных судов водоизмещение 7000т и более имели около 10 %; от 5000т до 7000т- около 5 %; от 3000т до 5000т- 13%; от 1000т до 3000т - более 35 %. Полный тоннаж остальных (около 37 %) был менее 1000т (рис.3).
По месту строительства различают суда построенные на русских верфях или за границей страны; специально построенные, перестроенные или приспособленные (последних- сравнительно немного). Большой разницы (построено ли судно специально, или переоборудовано) для работы нет. Многие научные суда строились на базе судов, первоначально спроектированных для иных задач (лесовозы, пассажирские, рыболовные, танкеры). Некоторые переоборудовались существенно, а некоторые - незначительно (в зависимости от будущих задач и возможностей). В отечественном научном флоте использовались суда, построенные в Великобритании, Бельгии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Германии, Нидерландах, Канаде, Норвегии, Польше, Румынии, США, Финляндии, Франции и Японии.
     По основному назначению научные суда можно разделить на ледоколы; гидрографические; снабжения (транспорты); суда обеспечения космической связи; научно-промысловые; носители подводных аппаратов (ПА); океанографические; суда погоды (стоящие в одной точке как метеостанции), суда геофизической разведки (а также геологические и буровые), биологические, акустические и т.д.
     Отличительными признаками большинства научных судов (кроме учёных/техников и лабораторий) являются лебёдки и балки (необходимые для опускания приборов в воду). По этому признаку многие гидрографические суда едва-ли могут считаться исследовательскими.
     Деление исследовательских судов на суда "неограниченного района плавания" и суда "прибрежного плавания" представляется нелогичным. Вторые при этом предполагаются неполноценными для работы морскими судами. Если границу между ними определить в 1000т (Краснов, Балабин, 2005), то суда Колумба или Беринга, "Вега" или "Дальневосточник" не получили бы разрешения на работу вдали от портов.
    
     По судовладельцу (ведомственной принадлежности) суда можно разделить на суда Академии наук, Гидрометслужбы, ГУНИО ВМФ, ММФ, Мингазпрома и Минрыбхоза. Судовладельцами в СССР были ведомства, а отдельные организации числились лишь "операторами". Некоторые ведомства и операторы при разделе страны были переименованы. Заметим, что в последнее время появились и негосударственные организации (например "Вега": http://www.vega-murmansk.ru), которые, кроме основной деятельности, также занимаются попутными научными исследованиями.
     Научный флот страны развивался первоначально для обеспечения мореплавания (основная цель - составление навигационных карт) и рыбного промысла (цель - знание положения рыбных косяков, условий их существования). С развитием космической техники появилась потребность в судах связи и поиска . С развитием добычи полезных ископаемых на шельфе появилась потребность в морской сейсморазведке. Такие суда, а также Суда космического флота, военной гидрографии, суда проектных организаций и большинство научных судов рыбного ведомства по основному назначению не являются научными. Скорее, они- производственные. Но определить, где проходит граница между наукой и производством, между наукой и техникой, трудно, поэтому большинство таких судов (если они уже были кем-то названы исследовательскими) мы также включили в наш Список (каталог). Заметим, что Организации- операторы судов и ведомства в советский период не испытывали потребности в экономии средств и сотрудничестве. И координация работ судов разных ведомств была крайне неэффективной. Суда разных ведомств (например, ТИНРО МРХ, ДВНИГМИ ГК Гидромета, НИФ ДВО РАН и ГС ТОФ) могли годами производить одинаковые океанографические измерения в одних и тех же районах Тихого океана без согласования друг с другом. Очень редко на одном судне работали представители разных ведомств. Даже на судне большого водоизмещения.
    
     О ВОДОИЗМЕЩЕНИИ, РАЗМЕРЕНИЯХ И ПРОЧЕМ
     Среди всех характеристик судна весовое (т.е. в тоннах) водоизмещение является основной характеристикой. Так как в разных источниках (и в разных Регистровых книгах) иногда приводятся разные водоизмещения для одного и того же судна, то необходимо сделать пояснения. Под весовым водоизмещением судна понимают количество воды, вытесненной плавающим судном. Различают водоизмещение полное, дедвейт, нормальное, стандартнее и порожнее. Но часто величину водоизмещения приводят, а какое оно (полное, стандартное или порожнее)- не поясняют.
     Полное водоизмещение- масса судна со всеми устройствами, экипажем, топливом и предметами снабжения. Его также определяют как сумму водоизмещения порожнего судна (без топлива, предметов снабжения и экипажа) и дедвейта. Отсюда ясно, что Дедвейт - переменный груз. Нормальное водоизмещение- полное водоизмещение за вычетом 50% запасов топлива и смазочных материалов. Стандартное - полное водоизмещение за вычетом 100% топлива и смазочных материалов.
     Порожнее - масса судна без экипажа и переменных грузов.
    
     "Размерения". Этот термин означает размеры судна совокупно. Почему не "размеры" - неясно (как неясно и время появления этого термина). К размерениям относятся длина, ширина, высота борта и осадка.
     Кроме водоизмещения и размерений, важными характеристиками любого судна являются мощность основного двигателя, экономическая скорость, средняя (с экономической скоростью) дальность плавания , автономность (число суток, соответствующее дальности плавания), число членов экипажа. Дальность плавания Считается не по запасам воды и еды (что было определяющим до появления опреснителей и двигателей внутреннего сгорания), а по запасам топлива (при движении с экономической скоростью). Для исследовательского судна важны особые характеристики, среди которых число лебёдок, лабораторий и мест для участников экспедиции. Хотя под участниками экспедиции понимают обычно всех, находящихся на судне, при сохранении термина "экипаж" под участниками экспедиции следует понимать только переменный состав. Так что учёные, техники и специалисты, принимающие участие в рейсах постоянно, относятся к "экипажу", а такие же специалисты, принимающие участие в рейсах непостоянно- "участники экспедиции".
    
     Важными характеристиками судна являются также порт приписки судна ( у гидрографических судов он называется "пункт базирования"), место постройки и возраст. Дату рождения исследовательского судна точно определить трудно : судно, вышедшее из судостроительного завода с поднятым флагом, к исследовательской работе обычно неготово, равно как и судно, только спущенное на воду. Как ни печально, для многих судов проходят месяцы со дня поднятия флага до дня, когда судно становится готово к регулярной работе. Год потеряли суда погоды (серия В-88), после поднятия флага- дооборудовались в Севастополе. И непроизводительные потери судового времени на этом не заканчивались. Исследовательские суда, построенные в ПНР, ГДР и Финляндии, совершали кругосветное плавание во Владивосток. Но через год они вынуждены были возвращаться в Европу (где строились) практически без работ для т.н. "гарантийного ремонта". Учитывая, что переход в одну сторону длился около 3 месяцев, полгода каждое судно было выведено из работы.
     Такие непроизводительные кругосветные плавания совершали ВСЕ суда, построенные в Европе. А их было большинство- правительство почему-то предпочитало развивать иностранные верфи.
    
     Достаточным основанием для отнесения судна к исследовательским является соответствующий тип в Регистровой Книге (РК) морских судов. В 1 главе рассмотрены некоторые ошибки и противоречия в описании исследовательских судов по Регистровым книгам разных лет издания. А также рассмотрены основные публикации по теме.
    
* * *

Начало книги "Введение" здесь

Глава № 1 здесь

Глава № 2 здесь

Глава № 3 здесь

Глава № 4, часть №1 здесь

Глава № 4, часть №2 здесь

Глава № 4, часть №3 здесь

Глава № 4, часть №4 здесь

Глава № 4, часть №5 здесь

Глава № 4, часть №6 здесь

Глава № 4, части №7 - №8 здесь

Глава № 4, части №9 - №12 здесь

Глава № 5 "ИМЕНА СУДОВ" здесь


Copyright © 2001 - 2015 г. Николай ДЕНИСОВ denisovn@narod.ru
При использовании любых материалов сайта ссылка на dvnigmi.narod.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев