3. Индийский океан, заход на остров Маврикий
 
И вновь три дня пролетели, как миг. И вновь так трудно втягиваться в рабочий ритм. Вторая половина дня, только что покинут рейд, "Академик Ширшов" неспешно движется в сторону Малаккского пролива, справа по борту остаются небольшие островки. Они обустроены для отдыха сингапурцев и гостей города, здесь же бороздят прибрежные воды прогулочные катера и парусные судёнышки. Но вскоре и они, как и мысли о прошедших днях, рассеиваются вдали. Теперь нас ожидает Индийский океан.
 
Интенсивность движения судов в Малаккском проливе велика. Можно наблюдать суда, идущие и в попутном направлении, и встречные. Более того, почти на всём маршруте следования просматривается остров Суматра. Иногда можно различить даже отдельные деревья. На прибрежной низменности кажется, что они исходят прямо из воды. А там, вдали, едва угадываются очертания горных вершин острова. Ещё до наступления сумерек вдруг замечаю своеобразную линию водораздела, движущуюся навстречу нашему судну. За ней уровень воды выше, это хорошо видно. Редкостное явление. Наверное, при цунами высота такого вала достигает нескольких метров, сейчас же это, должно быть, просто приливная волна, которой просто некуда растечься в нешироком проливе. "Академик Ширшов" преодолевает её, нисколько не озаботившись при этом. Но вот ранним утром и Суматра остаётся позади, а дальше на выходе из пролива нас встречают очередные красоты тропических широт. Здесь неопределённый цвет воды Малаккского пролива, хотя при этом и весьма чистой, сменяется океанской голубизной. А несколько островков, покрытых тропической растительностью, в восходящих лучах солнца кажутся изумрудными. На самом большом из них вьётся дымок очага, а на водной глади слегка раскачивается на волне рыбацкая лодка (джонка). Краски в наступающем утре настолько яркие, что описать их не представляется возможным. "Академик Ширшов" устремляется в неширокий пролив между островами, и спустя какое-то время нас принимает в свои объятия Индийский океан.
 
-----------
 
Решительно не могу найти видимых различий здешнего экватора от тихоокеанского. То же палящее солнце, тот же цвет воды и, главное, ежедневная почти ничем не сменяемая рутина рабочих будней. От одной станции к другой неспешно перемещаемся вдоль экватора на Запад. И, наконец, попадаем в часовой пояс нашего Томска. Информация о смене часовых поясов и, соответственно, о необходимости перевода стрелок часов исправно объявляется по спикеру. Это событие встречается нами как праздник, кажется, что и дом стал ближе. Есть повод дать радиограмму близким. Рейс перевалил на свою вторую половину, и чтобы как-то разнообразить жизнь, устроена большая спортивная программа - спартакиада. Самая зрелищная её часть - волейбол! Болельщиков масса. Интерес подогрет и местными СМИ в лице всезнающего спикера. Как помнится, чемпионами по волейболу стала команда "науки" во главе с Колей Лебедевым. И видимо не последнюю роль в этом сыграл тренировочный процесс. Для его успешного претворения в только что покинутом Сингапуре были предусмотрительно сделаны запасы фирменного пива марки "33". О чём и было объявлено по спикеру в спортивных новостях. Кто перетянул канат, точно не припомню - то ли "палуба", то ли "машина". А вот чемпионом по прыжкам в длину с места стал наш Серёжа Капарулин. Прыгучие волейболисты - чемпионы так и не смогли составить ему конкуренцию. Этому есть логичное объяснение - люди, занимающиеся штангой, по сравнению с остальными практически всегда имеют превосходство в этом виде спорта.
 
Первый этап работ в Индийском океане непродолжителен - всего две недели, после чего нас ожидает долгожданная Африка. Но не её континентальная часть и даже не Мадагаскар, а всего лишь остров Маврикий. Но всё же!
 
Фото: о. Маврикий. Вид с рейда:
Утро на рейде Порт-Луи, столице Маврикия. Остров очерчен высокими острозубыми пиками горных вершин. Они тёмного цвета, и это первое, на что приходится обращать внимание не только здесь, на рейде, но ещё на дальних подступах к острову. Якорь брошен на значительном расстоянии от берега. Объяснение тому - многочисленные коралловые рифы, препятствующие свободному входу в бухту. Большому судну без лоцмана здесь не обойтись. Путь на катерах к пирсу долог, но не утомителен. Катера курсируют парами, и по сравнению с сингапурскими "гаянами" кажутся более вместительными. Всё же мне показалось, что перегруз имел место. Море, конечно, тёплое, но водятся ли в этих местах акулы?!
 
Вот и береговая линия, катер причаливает к пирсу. Первые шаги по суше. Есть что-то общее с Веллингтоном, но в африканском варианте. Город расположен на побережье в равнинной части острова. Дальше видны высокие холмы, заканчивающиеся теми самыми тёмными скалами. Серые, а при другом освещении попросту чёрные вершины преследуют нас, путешествующих по Маврикию, повсеместно, и от них никуда не деться. Похоже, остров также вулканического происхождения, и кажется, что в воздухе даже витает незримая пыль. Неподалеку от пирса находится официальная часть столицы Маврикия. И в этом тоже можно увидеть сходство, но думается, что подобное обустройство характерно почти для любого островного государства. И в этом видится максимум рационализма.
 
Правительственная площадь обрамлена величественными пальмами. При этом уже с первых минут пребывания на Маврикии становится понятно, что в сравнении с тропическим, пышно увитым зеленью Сингапуром здесь всё больше похоже на африканскую саванну. Кроме как в небольших пальмовых оазисах от палящего солнца укрыться практически негде. А дальше на панораме предгорья в пределах того, что доступно глазу заметна лишь скудная растительность. Ближние холмы, что у самой черты города, кажутся созданными тоже из камня и пыли. На одном из них хорошо видно старинное сооружение в виде крепости. Как выяснилось позже, это и в самом деле развалины старой крепости времён колонизации острова. И, кажется, одна из наших групп даже попыталась добраться до неё. Насколько эта попытка удалась, остаётся вопросом.
 
По первому впечатлению, и уровень жизни здесь далёк от того, что нам приходилось уже видеть. И если центральная часть Порт-Луи ещё как-то держит марку, то дальше это в основном неровные, хоть и покрытые асфальтом, улочки с одно- или двухэтажными строениями. Высоток, не говоря уже о небоскрёбах, здесь не найти. И хоть неподалеку высятся остроконечные вершины гор, всё здесь выглядит как-то плоско, приземисто. Причём, это ощущение возникает ещё на катере, ещё до того, как впервые ступаешь на остров.
 
За свою историю теперь независимый Маврикий успел побывать и французским и английским. Собственно, и своё название столица Маврикия получила в честь французского короля. А вот само название государства осталось за Голландией - первооткрывательницей острова. Рассказывают, что хотя англичане здесь были позднее и дольше, французского в общественный уклад жизни было привнесено ничуть не меньше. В этом мы убедились сами, глядя на то, как наши продвинутые московские коллеги запросто общаются с местными жителями на французском языке.
 
На фото: Порт-Луи:
Первый день увольнения - обычное ознакомление с городом. Не представляя его плана, ходим кругами. В кармане небольшая сумма, кажется, всего 20-30 рупий. Здесь так же, как и в Новой Зеландии, особо тратиться не имеет смысла. Движение от центральной части столицы в любом направлении неизменно приводит нас в районы с нескончаемыми постройками, чем-то напоминающими старые кварталы Сингапура. Они попроще и исполнены в ином стиле - ближе к африканскому. Как это выглядит в реальности? Стоит, к примеру, посмотреть два-три сюжета об Африке из Клуба кинопутешествий того времени, и картина станет понятной. Но если в двух словах, то архитектура, если её представить как живопись, выполнена более крупными и прямолинейными мазками. А материалы для строительства взяты из того, что оказалось на тот момент под рукой. Исключение составляют, пожалуй, только правительственные учреждения.
 
Движение городского транспорта на узких улочках довольно интенсивно, а в деловом центре автомобилями плотно заставлены все свободные места. Что заставляет несколько переменить первые впечатления об уровне жизни на острове. Ну а в небольших магазинчиках можно увидеть практически те же товары, что и в продвинутом Сингапуре, хотя совсем в иных масштабах. На одном из перекрёстков встречаем регулировщика. Ему не позавидуешь. Вдыхать на солнцепёке воздух, замешанный на автомобильных выхлопах - приятного мало. Пожалуй, одного дня для ознакомления с городом будет достаточно. И чем дальше мы углублялись в лабиринты городских улиц, тем явственнее обозначалась эта мысль в сознании.
 
На очередном витке попадаем на городской рынок. Пожалуй, это одно из немногих мест, где можно сделать "привал". Множество фруктов, маски, прочие изделия местных умельцев и неповторимый аромат сандала и других пряностей. Здесь можно выбрать сувенир, отдохнуть на деревянных лавках, выжженных солнцем до черноты. Вообще, на Маврикии очень мало белого, чего ни коснись - всё тёмное - на африканский манер. Правда, по памяти трудно сказать, видел ли я хотя бы одного настоящего чернокожего - коренного жителя африканского континента, ведь, как оказалось, на момент своего открытия остров был необитаем, а первыми переселенцами были жители полуострова Индостан, каких сейчас большинство. Приходилось слышать историю о том, что здесь же на базаре в Порт-Луи одну из наших дам едва не обменяли на маску (точно не помню, могло так случиться, что это произошло вовсе и не в нашем рейсе)! Шутки шутками, но когда группа в урезанном составе, но с сувениром решительно направлялась к выходу, ей было уже не до смеха! Навряд ли настоящая морячка, то есть жительница Владивостока, могла бы допустить такое. Но вот с командировочными подобный розыгрыш выглядит вполне правдоподобно. Намаявшись за день по прокалённым солнцем улицам города, уставшие возвращаемся к пирсу.
 
Вечером становится известно, что на завтра запланирован футбольный матч команды нашего судна с одной из команд неясно какой лиги острова. Понимая, что в сборную мне не попасть, а проводить и второй день под жарким солнцем на асфальте не очень хочется, записываюсь в одну из групп, отправляющихся на пляж.
 
На фото: На улицах Порт-Луи:
На другой день футболисты прямо с пирса отправляются на стадион, а мы, выяснив свой маршрут, к автобусу, на котором нам и предстоит отправиться в путь. Автобус будто двойник тех, что мы видели в Новой Зеландии и Сингапуре. Он такой же серый и угрюмый и далеко не новый. Внутри него минимум комфорта, и места для сидения достаются не всем. Билет стоит, кажется, 5 или 6 рупий. Трогаемся в путь. Потянулись городские кварталы, и вот незаметно мы оказываемся на воле, и теперь о нашем спокойствии можно забыть. Сразу же становится понятно, что маврикийские водители являются приверженцами быстрой езды. На крутых поворотах пассажиров, особенно тех, что стоят, заносит то в одну, то в другую сторону. Проходит минут 10-15, где-то далеко позади остался асфальт - пыль, тряска, но это нисколько не смущает водителя.
 
То и дело по обеим сторонам дороги возникают плантации сахарного тростника. Здесь на Маврикии это продукт экспорта номер один. На пустующих местах видны многочисленные пирамиды, сложенные из камней - результат расчистки плантаций под тростник. Изначально свободных от камней земельных участков здесь практически не найти. Заросли тростника настолько плотные, что мчимся между ними, словно по дну неглубокого ущелья. По пути следования в небольших селениях автобус делает остановки, и мы наблюдаем за входящими пассажирами. В самом деле, почти все они больше похожи на индусов. Сами же посёлки и жилища в них, чаще ветхие, продолжение традиций мрачного. Ребятишки, насквозь пропитанные пылью, под стать им, такие же чёрные. Диссонансом на этом фоне выглядит одежда местных женщин. Это голубые, оранжевые, зелёные сари необычно ярких тонов - пожалуй, единственное, что так контрастирует с сельской серостью и так хорошо запоминается. Причём эта серость вовсе не в упрёк, скорее, это естественная дань образу жизни людей вблизи африканского континента.
 
Время в пути уже минут сорок. Кажется, что мы обогнули остров и выкатили на его океанскую сторону. Наконец остановка, похоже, это и есть конечная точка маршрута. Покидаем автобус, немного ошалев от гонки по тростниковым каньонам. Пляж вот он, буквально в двух шагах. Небольшая лагуна обрамлена деревьями. Увы, это не пальмы, которые так привлекательны на островках-атоллах с рекламных проспектов. Но оставим эти деревья безымянными. Дальше простирается бескрайний Индийский океан. С первого взгляда становится ясно, что именно здесь пустынный Маврикий даст сто очков вперёд пляжам Сентозы (Сингапур), задавленным многочисленными корабельными рейдами и толпами отдыхающих.
 
Рядом огороженная территория, она предназначена для цивилизованного отдыха нормальных туристов. Сейчас на здешних широтах зима и она пустует. Нас там никто не ждёт, что вполне естественно. Но ещё более естественно, так это то, что нам туда и не надо! Дикий пляж по другую сторону каменной изгороди - лучше и не придумать! Но не одни мы такие. Неподалеку от нас расположились две или три семьи с ребятишками. По всему видно, что это местные жители. И поступают также как и мы, выбирая бюджетный вариант отдыха. Похоже, купание не в сезон их мало интересует, хотя вода по нашим ощущениям - лучше не бывает. Только теперь замечаю, что наши бывалые во всеоружии - вместе с купальными костюмами из сумок извлекаются маски, ласты и прочая амуниция. Предстоит охота за кораллами. Мне остаётся только наблюдать их заплывы почти к самому краю лагуны, где, по-видимому, и проходит коралловый риф. Сам я ныряльщик не ахти какой, да и с амуницией подводника практически дела не имел. Поэтому на предложение сплавать за кораллами вежливо отказываюсь. Нам и здесь хорошо. К тому же весь берег усеян ракушками на любой вкус. Те, что покрупнее и заманчивы на вид, собираю в пакет. Водная гладь спокойна, отчего охотников за кораллами можно заметить даже на большом расстоянии от берега. Время от времени вблизи берега возникают буруны, и очередной добытчик со своим трофеем, слегка покачиваясь в неудобных на земной тверди ластах, появляется на берегу. По возвращении на судно кораллы будут тщательно отмыты и высушены.
 
На фото: Маврикий. В увольнение:
Здесь на природе у моря, вдали от городской суматохи аппетит приходит вовремя. Тут же организован импровизированный стол, а лёгкий обед из буфетных консервов и судового хлеба - это то, что нам так не доставало во время путешествий по городским улицам. Почуяв угощение, появляются два четвероногих друга, завсегдатаев пляжа. Они терпеливо дожидаются своей очереди, наверное, ничем не отличаясь этим от остальных собак всего света. Чуть дальше среди редких деревьев неспешно прогуливается стайка курей, выклёвывая что-то в прибрежных камешках. Одним словом, простота и непосредственность африканской жизни.
 
Обратный бросок из провинции в столицу также стремителен. Всё обходится без приключений, и после непродолжительного плавания по заливу на катере мы вновь в родной обители.
 
Наши проиграли! Со слов Сергея Капарулина, участвовавшего в том матче, команда, рванув вначале игры, на жаре просто выдохлась физически. Трудно было ожидать другого исхода, здесь, как говорят, комментарии излишни.
 
На следующий день, не придумав ничего лучшего, решаем повторить поездку на пляж.
 
----------
 
Так далеко на Юг мы ещё не заходили. После Маврикия нам какое-то время пришлось провести в относительно спокойных водах Индийского океана, выполняя работы по намеченным программам. Эта часть плавания не оставила в памяти о себе никаких следов. Возможно, причиной тому стала накопившаяся усталость и однообразие обстановки. Все мы сошлись во мнении, что с точки зрения влияния всех нагрузок на человека рейс длительностью свыше трёх месяцев - это уже слишком.
 
И вот теперь мы испытываем на себе "ревущие сороковые". Похоже, что географические названия появляются неспроста. "Академик Ширшов", то взлетая на вершины холмов океанской зыби, то проваливаясь между ними, стремительно несётся к острову Кергелен. В большей степени это ощущение стремительности, скорее, кажущееся. Оно таково на фоне динамичной качки и сильного ветра. Наверное, если бы мы были под парусом, то наш ход был таким же быстрым. Понятно, почему во времена парусников, чтобы в кратчайшие сроки пересечь огромную пустыню юга Индийского океана, простирающуюся от берегов Африки до Австралии, мореходы выбирали именно эти широты. Поначалу были некоторые опасения по поводу морской болезни, но ничего кроме известных неудобств качающейся, нет, скорее, летающей палубы, так и не произошло. Очевидно, в этом деле многомесячная притирка играет важную роль. На острове мы должны принять на борт наших людей (метеорологов), работавших там по соглашению с французскими властями, в чём ведении и находится Кергелен. Стоит взглянуть на карту, где же он расположен - пожалуй, уже и до Антарктиды рукой подать. При этом Кергелен не самый южный остров в этой части Индийского океана, чуть ниже расположился остров Херд. Опять радиограмма домой - пусть поищут на карте эту затерявшуюся точку в океане.
 
Весь путь до пункта назначения нас сопровождает такой вот вздыблено-ветреный зыбун. Однако ранним утром Кергелен встречает нас удивительно спокойными водами в своей бухте. Но если быть точным, то Кергелен на самом деле это архипелаг, состоящий из множества близко расположенных островов. И самый крупный из них тот, напротив которого мы и расположились на якорной стоянке. Заход чисто технический, и к вечеру мы уже должны сниматься с якоря. Поэтому нам ничего не остаётся, кроме как созерцать остров с борта судна. Температура воздуха чуть выше ноля градусов, и мы вновь одеты по-зимнему. Тем не менее, день становится праздничным - прогулки по палубе, китайский бильярд, фотографирование и пр. По-другому и не может быть. Сегодня редкостная для этих мест тихая безветренная погода, а всё окружающее нас пространство заполнено криками чаек, которых здесь несметное количество. С рейда та часть острова, что находится напротив нас, выглядит как пустынное плато с невысокими холмами, покрытыми, как кажется издали, кустарниковой или травянистой растительностью, между которыми у самой береговой линии разместились домики и ангары французской экспедиции. Левее расположена горная цепь, по вершинам которой разбросаны снежные шапки. Этот остров - французская территория, а сам городок-экспедиция с названием Порт-о-Франс одновременно является столицей острова. Спустя какое-то время к нам подходит небольшое судно экспедиции. Возможно, мы поделились запасами солярки или наоборот пополнили свои танки питьевой водой. Но французскому матросу, орудовавшему на баркасе со шлангами, в знак дружбы была спущена на привязи бутылка сухого вина. Наконец бот, спущенный на воду, отправляется к берегу. А по его возвращению мы с удивлением узнаём среди прибывших на борт метеорологов из Москвы - наших старых знакомых по прошлому 22 рейсу. Как говорят в таких случаях - пути господни неисповедимы.
 
На фото: о. Кергелен. Порт-о-Франс:
Обратный путь стремителен и прямолинеен, впечатление, что мы не вписываемся в график. Маршрут движения судна пересекает Индийский океан как бы по диагонали, упираясь в своём окончании в скопление островов Индонезии. Моё ожидание вновь увидеть Малаккский пролив и вместе с тем замечательные изумрудные острова, увы, не состоялось. Острова эти, как и многое другое, к сожалению, так и не были засняты на фотоплёнку.
 
Станции остались позади, настроение чемоданное. Дорога домой всегда воспринимается по-иному - нет предвкушения новизны. По вечерам в темноте дольше обычного задерживаюсь у борта, вслушиваясь в шум рассекаемых волн, наблюдая за чёрными бурунами и срывающимися с их макушек брызгами - яркими мельчайшими шариками в свете судового прожектора. Мы почти в центре Индийского океана. Тропическая ночь! Именно ночью свет прожектора ограничивает этот маленький мирок. И кажется, что дальше, за границами освещённого круга ничего уж и нет. Нет мирового океана и нет ничего вовсе. Предстоит ли ещё когда-либо оказаться вот так же ночью в океане у борта, или всё это останется лишь в воспоминаниях? Об этом приходится говорить в который раз, но что же делать! От чарующего притяжения океана никуда не спрятаться, не деться!
 
Иногда приходится ловить себя на мысли - мог ли я стать моряком, мог ли сменить сухопутную жизнь на качающуюся палубу, на жизнь в моём представлении необычную, внешне привлекательную, но сложную в психологическом плане и непредсказуемую, которая вот так неожиданно приоткрылась предо мной. Ответ - скорее нет, чем да, ведь так трудно отказаться от материковых привычек, и хватит ли решимости. Хотя, … ну, может быть, но только не сегодня, не сейчас. А как-нибудь потом, когда всё закончится, и море вновь с силой потянет к себе. И как хотелось иногда заполучить выходной. Неясно зачем. Наверное, на подсознательном уровне было желание хотя бы раз ощутить себя ни от кого независимым, побыть с самим собой, ведь увольнения на берег мало что меняют в этом плане. Зачастую нам не хватает общества, но когда его в избытке … . С какой отрешённостью по окончании рейса мы появляемся у себя на работе, и как горят глаза нетерпением, жаждой предстоящего у тех наших коллег, кому предстоит очередной вояж.
 
Но судя по услышанным историям, обратный путь на берег тоже не сладок. Насколько я смог себе уяснить, для части закоренелых моряков даже не очень длительное отлучение от морских далей тяжело переносимо. И всё-таки хотя бы однажды побывав в плавании, оставляешь здесь частичку своей души. Взамен этому становясь моряком, пусть даже в минимальной значимости этого слова. Но когда разговор заходит о море, то обычно следует - " Ну как же! Знаем, бывали …". И тогда - наплыв воспоминаний!
 
В ночь покидая Индийский океан, проходим где-то между островами Ява и Суматра. Позади 60 тысяч километров и четыре месяца пути. До Сингапура рукой подать. Тут же вспоминаем о пиратах, которые вроде бы как известны в этих местах. Но они, наверное, в большей степени плод фантазии журналистов.
 
И вот он опять - Сингапур …! Нет, знаете ли …, ещё не надоело! В этот раз вместо привычной стоянки у Клиффорд-пирса "Академик Ширшов" бросает якорь на рейде кампании "Бритиш-Петролеум" (ВР). Нам необходима дозаправка, и это можно осуществить именно здесь. Места не знакомые, поэтому на всякий случай получаем инструкции: если потерялись, заблудились - ловите такси. При этом вполне достаточно произнести волшебное слово "ВР", и вы на месте. Новое место стоянки не имеет каких-то отличительных особенностей. То же скопление разномастных судов, разбросанных повсюду. И те же острова в зелени джунглей с характерной глинистой подошвой оранжевого цвета. Они покрыты пышными шапками тропической растительности и отличаются друг от друга разве что размерами. Доставка на берег также катерами. Здесь на пирсе куда спокойнее, чем на Клиффорде. К тому же имеется небольшой и уютный зал ожидания с уже традиционным ароматом сандала и лавочками для пассажиров. Маршрут к известным торговым точкам теперь иной, он более сложен, но разве это помеха! Как раз для многих сейчас и начинается самое главное - тратить накопленную валюту на запланированные покупки. Наверное, занятие это интересно, прежде всего, для самих участников этого процесса. Предстоит это и мне.
 
На дворе 1980 год, и здесь за рубежом мы вдруг увидели настоящий бум кассетной звукозаписывающей аппаратуры - событие эпохальное! Развалы этой техники и в миниатюрных русских магазинах, и в огромных супермаркетах никого не могут оставить равнодушным. Наверное, нет ни одного нашего моряка или даже морячки, устоявших перед магией вращающихся роликов компакт-кассеты в прозрачном окошке магнитофона. Выбор огромен, на любой вкус, на любые деньги. Наиболее популярны недорогие переносные магнитолы и автомобильные проигрыватели. Но тем, кому необходимо нечто большее, предпочитают стационарные приставки - деки. И я в их числе. Стоит упомянуть и ценителей совсем уж элитной аппаратуры: Мазур, Лосуков и др. Это особая когорта, проявляющая интерес в основном к огромным катушечникам. Но это тема уже другого рассказа.
 
Предварительно записываюсь в группу к Вите Кравцову, о чём у нас уже была договорённость. С нами ещё начальник радиостанции Григорий Шевченко и кто-то из матросов, кажется, это был Павел Корничев. И вот он - решающий день. Карман оттопырен пачкой купюр, внимание сосредоточено. Рассказывают, бывали случаи потери денег, и можно при этом понять чувства пострадавшего. Но никто при этом не оставался безучастным - помогали всем миром вскладчину.
 
Вначале экспресс-разминка в один из русских магазинов. Выбор невелик, да и как-то не солидно. После ещё заход по ориентировке Виктора, где мне и бывать-то раньше не приходилось - та же история. И лишь затем в уже привычные подвалы Пиплз-парка. Испытываю известные душевные муки оттого, что своей медлительностью, возможно, нарушаю планы моих товарищей, но что делать. Час от часу не легче, так непросто выбрать покупку. Предлагают многое, но либо душа не лежит, либо цена не устраивает. Вот уж день перевалил на вторую половину, позади очередной перекур с кока-колой, пора уже определяться. Но куда подевалась вчерашняя решительность. И вот ведь в чём вопрос, какая покупка окажется более удачной. Та, что делается сходу и без особых раздумий наудачу или та, что выбирается подолгу в сомнениях и терзаниях. Наконец большое затемнённое помещение. Стеллажи плотно заставлены усилителями, магнитофонами, акустическими системами. Мои уже уставшие спутники плюхаются со своими покупками в мягкие кожаные кресла, а я брожу, высматривая своего суженого, с надеждой на удачу. В отличие от продавцов русских магазинов этот (думаю, он же и владелец магазина) по-нашему не знает ни слова. Это усложняет задачу, и мне приходится подстраиваться. Кругом AKAI, PIONEER, JVC… - да, здесь можно проводить все дни напролёт. И поневоле начинаешь завидовать хозяину такого магазина, превратившего свою работу в несравненное удовольствие. Что ж, кого из нас не посещали минутные слабости!
 
Но цены всё больше, чем хотелось бы. Вот этот, к примеру, с огромными индикаторами и массой интригующих кнопочек чем-то даже схож с луноходом, ну а именитый бренд попросту вызывает дрожь нервных клеток, но и цена по нашим возможностям космическая - под тысячу. Но как же их много, так мне и дня не хватит. Пора менять тактику. Вдруг обращаю внимание на шеренгу по виду простеньких, но при этом весьма элегантных SONY. Тыкаю пальцем в стоящий крайним в ряду аппарат. Но вопрос скорее уже не к продавцу, а к подошедшему Виктору:
 
- Ну, этот-то хотя бы за триста продаст?
 
Краткий обмен мнениями, и радостная улыбка моего спасителя - Да! Ну, так и быть, свершилось! Аппарат ставится на столик. Усилитель, кабели, акустика - всё запело, заиграло. То ли со скуки, а кроме нас за это время здесь больше так никто и не появился, то ли желая поразить нас, продавец подключает с помощью манипулятора, кажется, всю стоящую на стеллажах акустику. Наконец громоподобное тестирование завершается. Но это ещё не всё. Из пакета Виктора извлекается дополнительный аргумент торга - бутылка тропического, что для меня оказалось полной неожиданностью. К сожалению, в суете я так и не узнал, сыграла ли она свою роль в деле. А наше предложение тут же совместно отметить покупку не получило одобрения хозяина - работа есть работа. С некоторым сожалением оставляем свою долю родного грузинского вина в качестве подарка.
 
День на исходе, направляемся уже привычным маршрутом к пирсу. Все другие интересы вдруг отступили на второй план. В моих руках пакет с драгоценной покупкой. Ноша легка - состояние эйфории, кажется, что в руках вещь не на триста долларов, а на все триста тысяч! Коробка, естественно, привлекает к себе внимание ещё на пирсе:
 
- Ну, как, завалил?
 
- Пиплз-парк содрогнулся?
 
- Не урони в воду! - чего только не приходится выслушивать в такие минуты.
 
Вечером смотрины. Кто-то из заглянувших в каюту искренне одобряет мой выбор, указывая на те его достоинства, на которые я не обратил внимания при покупке. Другие - "тёртые калачи" лишь снисходительно улыбаются, для них это пройденный этап. Забегая вперёд, можно сказать, что покупка свершилась под счастливой звездой. Аппарат - творение неугомонных инженеров страны восходящего солнца, образец великолепного дизайна и надёжности (ну разве что по мелочи) до сих пор в работе. Ничуть не смущаясь соседства с безликими чёрного цвета современными цифровыми коробками, продолжает утюжить плёнку ещё уцелевших кассет, навевая ностальгические воспоминания об ушедшем времени.
 
На фото: Сингапур. В Пиплз-Парке. Слева, направо Лопатин, Поташников и др.:
Говорят, что количество суток в рейсе в действительности меньше на время последнего перехода из Сингапура во Владивосток. Это мнение бывалых моряков. Объяснение тому простое - последние девять дней пути уходят на любование купленными в славном городе вещами, что заметно скрашивает время. Шутка, но как близка она к истине. Познать это в определённой степени приходится и мне. В самом деле, последний бросок скоротечен, воспоминания отрывочны.
 
По выходу из акватории сингапурского залива, где уже ощутим морской простор, мы неожиданно вступаем в соперничество по скорости хода с другим судном. Параллельным курсом следует сухогруз под немецким флагом. Состязание не намерено, тем не менее, зрительский азарт имеет место. Может быть, такие случаи редки, но они случаются. Сухогруз быстрее, он понемногу уходит вперёд. На его палубе зрителей меньше, но и они с интересом наблюдают за происходящим. По счастью мы, неожиданно сменив курс, досрочно сходим с дистанции, избежав позора поражения. За кормой остаётся дуга - кильватерный след от винтов судна, а наши антенны, установленные на шаре платформы, выдерживая направление на заданный азимут, медленно, но верно садятся на концевые выключатели. Опять прозевали манёвр! Теперь предстоит подняться в шар и вручную снимать блокировку.
 
На второй или третий день пути в Южно-Китайском море вдруг по нашему курсу большая лодка, на которой человек пять то ли китайцев, то ли вьетнамцев. Они машут руками, о чём-то сигнализируя. Но наше судно полным ходом идёт дальше. Думаю, наш капитан оставил решение этой проблемы, если она на самом деле существовала, флагману "Академику Королёву", следующему за нами тем же курсом. Последний отрезок пути спланирован буквально по минутам, и любые задержки недопустимы. Всё ближе привычные широты. И хотя мы возвращаемся в лето, смена климата хорошо заметна. Ночной дождик прохладен, и одежда уже не липнет к телу. Ещё спустя день или два в пасмурную дождливую погоду вдруг стали заметны свитера и брюки вместо шорт. Но это вовсе не оттого, что стало холодно. Причина прагматична - боязнь простудиться после размягчающего действия тропиков. Так подсказывает опыт.
 
Севернее у берегов Кореи вклиниваемся в краболовную флотилию. Ночь, на судне полное затемнение, "Академик Ширшов" осторожно пробирается сквозь многочисленные огни, колышущиеся на морской поверхности. На утро долгожданное Японское море. Оно опять неспокойно, и по этой причине наши приключения ещё не закончились. Шторм при сильном боковом ветре на прощание, повредив иллюминатор, превратил нашу каюту в подобие аквариума. Последние сутки в каюте с задраенным иллюминатором …, последняя вахта …, мы почти дома…
 
На фото: Владивосток. Швартовка. Мы вернулись…:
2015г
 
***
Начало:
1. Из Владивостока.
2. Новая Зеландия, Веллингтон