Экспедиции ДВНИГМИ
Морские экспедиции СССР и России. Экспедиции ДВНИГМИ.

          ДВНИГМИ

       Главная
       Структура:
          отделы,
          службы,
          лаборатории

       Наука:
          статьи,
          работы,
          монографии

       Флот:
          состав,
          характеристика,
          фото

       Экспедиции:
          описание,
          карты,
          маршруты,
          участники

       Техника:
          ракеты,
          приборы,
          оборудование

       История:

       Воспоминания:
          очерки,
          дневники,
          проза,
          стихи,
          приключения,
          случаи

       Фотогалереи:
          Денисов
          Жуков
          Куликов
          Линевич

       Наши коллеги:
       Разное:
       Гостевая
       Почта
       dvnigmi@narod.ru

  Воспоминания: очерки, дневники, проза, стихи, приключения, случаи

"Два океана"

Валерий БОНДАРЕНКО

НИС "Академик Ширшов" (Экспедиция 1980 г.)

                                                         Об авторе
Валерий БОНДАРЕНКО
     Новая Зеландия, Веллингтон

     На фото: НИС "Академик Ширшов" на подходе к Веллингтону

     После непродолжительного маневрирования "Академик Ширшов" причаливает к стенке. У причала мы находимся в единственном числе - вот он край света! И какой контраст с Сингапуром! Здесь всё не так, здесь всё по-другому. В таможенную декларацию необходимо внести номера наручных часов, отчего начинаются поиски ножниц для откручивания крышек часов. Наконец и эта процедура завершена, спущен трап, и мы готовы сойти на сушу. Сейчас это удобно, не нужно ожидать катера, и в любой момент можно вернуться на судно. Город встречает нас порывистым прохладным ветром - признак наступающей осени. Веллингтон называют ещё городом ветров, так оно и есть на самом деле. По небу, цепляясь за вершины высоких холмов, бегут рваные облака, что обычно бывает после прохождения циклона. Всё, куда только можно ступить, заковано в асфальт черноты антрацита и необыкновенной чистоты. Контраст подчёркивает недавно прошедший дождь - то там, то здесь на асфальте попадаются непросохшие лужицы. Ещё на подходе к причалу можно было убедиться в том, что Веллингтон, это нечто необыкновенное. По крайней мере, сравнительно с тем, что мне приходилось видеть раньше. На холмистых возвышениях в приморской пышной зелени раскинулись миниатюрные домики своеобразной архитектуры. В нижней равнинной части высотки с более плотной застройкой. Ни суеты, ни шума, ничего такого, чем, например, поражает Сингапур, здесь нет и в помине.
     Прямо с пирса мы почти сразу попадаем в центр города. Это его деловая часть, и расположена она в прибрежной наиболее равнинной части ландшафта. Она невелика по площади и, как оказалось, её легко можно пройти из одного конца в другой за считанные часы. Веллингтон не отличается помпезностью вычурных высоток и широких проспектов. Первое, возможно, связано с сейсмическими рисками, ведь острова Новой Зеландии - это продукт вулканической деятельности, второе - с элементарным дефицитом равнинного пространства. Хотя мне поначалу показалось, что всё дело в скромности здешнего бытия. Архитектура высотных зданий холодна и однотипна, на английский манер. Эта холодность разбавлена только в уровне первых этажей многочисленной рекламой и вывесками с названиями магазинов, которые приглашают к себе прохожих, идущих по тротуару - сделай только шаг.

     На улицах Веллингтона:

     Середина дня, и практически всё пространство вдоль обочин, где это разрешено, заставлено припаркованными автомобилями. Есть и платные автостоянки. На это указывают металлические стойки, торчащие из асфальта с электронными блоками на макушках. Почему-то на эти достижения цивилизации пришлось обратить внимание только сейчас. А вот автобусы и троллейбусы, как и в Сингапуре, выделяются своей серой угрюмостью. По каким таким причинам их создатели недолюбливают своих детищ, неясно. Дальше город взбирается на холмы, с ним и его улицы, с замысловатыми цепочками из припаркованных друг за другом автомобилей.

     Позже в припортовой "хозяйственной" части города, где плотность застройки невелика и вольно дышится, мы натолкнулись на площадку, заставленную автомобилями. Их так много, что они едва помещаются на выделенном им квадрате. Это распродажа подержанной техники. Ценники в виде больших табличек-плакатов хорошо читаемы даже издали, а набор цифр в них заканчивается как минимум двумя девятками. Логика такого ценообразования для меня непонятна и поначалу вызывает удивление. К уже набившим оскомину ещё по Сингапуру "Сэйлам" мы уже привыкли, но вот такого там видеть не приходилось. Место пустынно, но, главное, никакого ажиотажа или хотя бы видимого интереса со стороны редких прохожих. Предложение явно превышает спрос. Да и количество новых автомобилей на улицах города лишнее тому подтверждение. Можно понять наши мысли - ведь так велика сила привычки! Однако в тот же день судьба словно посмеялась над нами. В это трудно поверить, но на одной из улиц мы вдруг увидели наш родной ВАЗ 02 модели. Жигулёнок, резво промчавшись мимо нас, притормозил на перекрёстке. Но как это может быть! Здесь, на краю света, и наше авто! Остаётся только гадать, что его занесло в такую даль. Впрочем, был ли это на самом деле ВАЗ или его итальянский прародитель - мы так и не пришли к единому мнению. И лишь спустя много лет узнаю, что 02 модель выпускалась и в экспортном варианте, в том числе с правым рулём и даже экспортировалась в Англию - круг почти замкнулся.

     Двигаясь в одном направлении, мы, наконец, покидаем деловую часть столицы. Далее на холмах начинается то, что и было хорошо видено с борта судна. Поднявшись сюда, очевидно, мы попали в частный сектор. Домики и в самом деле миниатюрные, сродни дачным. Плотность застройки обусловлена крохотными участками земли. По этой же причине жилища тянутся больше ввысь и не склонны к полноте. Во дворах или точнее двориках традиционный цветник и ничего более. Изгороди, как правило, невысоки и имеют, прежде всего, символическое значение. Иногда они сложены из камня, иногда это сетка-рабица. При всём при этом ворота гаражного бокса, расположенного в нижней или полуподвальной части дома, являются обязательным атрибутом каждого строения. Связь этого с уже виденными автомобильными развалами очевидна. Девиз - каждой семье по автомобилю (как минимум) здесь реализован сполна. Всё чинно и аккуратно, никаких признаков ветхости, кругом чистота на уровне аптечной стерильности. Улицы безлюдны - рабочий день, а редкие прохожие скорее исключение. Теперь уже мне кажется, что к понятию частного сектора можно прибавить название - спальный район, здесь нет никаких следов хозяйственной деятельности. Всё это выглядит довольно симпатично (я был просто очарован такими "хижинами"), и склонность жителей столицы к такому образу жизни вполне понятна. Надо ли говорить как это необычно для нас, привыкших к русскому размаху.

     Мы идём по случайно выбранному маршруту, улицами, которые, как нам кажется, ведут к самым интересным местам, и на обратном пути на одной из площадок случайно натыкаемся на исторический архитектурный памятник - это одноэтажный домик первых переселенцев из Англии. Домик выглядит даже не как памятник, а скорее как нечто случайно забытое из прошлого. Четырёхскатная крыша под черепицей, увитые кроной неизвестного нам дерева колонны на входе и ступеньки к ним, узкие решётчатые окошки на английский манер. Перед строением небольшой скверик со скамейками. Наверное, в стародавние времена здесь располагалась миссия или администрация первых колонистов. Такой архитектурный стиль хорошо узнаваем, и в памяти сразу же всплывают кадры из кинофильмов или иллюстрации из книг о путешествиях.

     А это уже современная стройка, она своего рода показательный пример, особенно для нас. Сейчас пока это только котлован и фундамент. Они с ювелирной точностью втиснуты между ранее возведёнными зданиями и тротуаром. По периметру стройка огорожена лентами. Такое ограждение напоминает магическую рамку, которая удивительным и непостижимым для нас образом отделяет строительный мусор и почву, а она здесь красно-оранжевого цвета, от всего остального. В пределах рамки трудится техника, и остаётся только гадать, как удаётся строителям не выносить сор из избы в прямом смысле этого слова. Всё-таки мы у себя привыкли к иным категориям строительства.

     Веллингтон довольно дорогой город, и по этой причине мы не очень-то жалуем здешние магазины своим посещением. Валюту лучше оставить "на потом" - в Сингапуре всё одно дешевле. В кармане, конечно, есть небольшой запас новозеландских долларов, но он предназначен в основном для покупки сувениров. Двумя годами ранее "Академик Ширшов" посещал другой порт Новой Зеландии - Окленд, и поэтому здешние ценовые особенности команде хорошо известны. Однако и в таких условиях изобретательность наших моряков достойна похвалы. Как оказалось, здесь можно приобрести по символической цене моду вчерашнего дня. Едва ли не ежемесячно местные пошивочные ателье (в нашей терминологии) пополняются новыми проспектами мод. Уходящая же мода охотно скупается нашими людьми по принципу - для кого уходящая, а для кого и в самый раз. Такой проспект представляет собой толстую, увесистую книгу с красочными иллюстрациями на глянцевой бумаге и схемами выкроек. Рискну предположить, что многие женщины нашей страны, занимающиеся шитьём, даже не подозревают о существовании такого заграничного чуда, ведь речь идёт о 1980 годе. Такая покупка не обходит стороной и меня. И надо ли уточнять, что она состоялась с подачи Вити Кравцова.

     Первый день близится к завершению, и нам пора возвращаться. По пути домой посещение церкви с её внутренним полумраком, затем пивбара, который своей освещённостью мало чем отличается от предыдущего объекта. И здесь и там убранство из тёмных пород дерева только подчёркивает мрачность заведений. В баре за столиком всего два человека - опять же рабочий день! Стоит упомянуть и туристические агентства. Здесь нас захватывает волна коллекционирования рекламных проспектов. Не знаю, кто был инициатором того, но, как говорится, дурной пример заразителен. Наконец маршрут первого дня завершён, и "Академик Ширшов" встречает нас по-домашнему приветливо спущенным трапом.

     После ужина - прогулки на палубе. Ещё светло, и можно видеть, как на пирсе появляются два человека. Несмотря на осеннюю прохладу, они в шортах и спортивной обуви. Бег трусцой, впрочем, как и вообще спорт, здесь в почёте. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти хотя бы в один из спортивных магазинов - есть на что положить глаз. Бегуны высоки ростом, стройны и худощавы. В моём представлении - типичные англичане или их потомки, каких немало промелькнуло перед нами сегодня. Рассказывают, что здесь можно встретить и выходцев из Советского Союза, в разное время и по разным причинам эмигрировавших в Новую Зеландию. Не совсем ясно, зачем нужно было ехать именно в такую даль. Встретиться с ними не довелось, поэтому не могу утверждать, насколько удалась им жизнь вдали от Родины. Да и навряд ли тогда по молодости лет меня бы серьёзно заинтересовали сложные жизненные истории. Не удалось увидеть и коренных жителей островов - маори. Хотя возможно, современная одежда скрыла их от наших глаз.

     С заходом солнца становится прохладно, и лучше спуститься к себе, в уютную обстановку. Иллюминатор в нашей каюте приоткрыт, и мы вдыхаем морскую свежесть вперемешку с запахом йода, который источают водоросли, поднимающиеся по стенкам пирса к самой поверхности моря. Слышатся лёгкое хлюпанье воды и шум ночного города. Подумать только, куда нас занесло!

     На предшествующей заходу в порт лекции был объявлен занимательный факт - овец в Новой Зеландии на порядок больше людского населения страны. Так хотелось увидеть хотя бы одну из них, наверное, это какая-нибудь особенная порода, но, увы, этого так и не случилось. Так же как и по понятным причинам не дано было увидеть других удивительных мест острова, которые зовут к себе со страниц красочных рекламных проспектов, что сегодня разложены на нашем столике. Но и того, что преподнёс нам Веллингтон сегодня, вполне достаточно, чтобы испытать эйфорию. В отличие от броского тигра азиатской экономики - Сингапура, Веллингтон - это скромная птица киви, живущая больше для своего удовольствия. Впечатление первого дня - если и есть рай на земле, то он непременно здесь! Впечатление, скорее, поверхностное, но именно оно самое запоминающееся.

     Веллингтон. Наши на "привале":

     На другой день для нас заказан автобус для экскурсионной поездки. Но перед тем с утра небольшая разминка. Разгружаем ящики с фруктами. С помощью лебёдки ящики поднимают на борт, и далее начинается уже наша работа - мы переносим их в складское помещение. Фрукты в рейсе такой же деликатес, как и молоко. Тотчас после работы - каждому грузчику по большому сочному новозеландскому яблоку. Безумно вкусно! На улицах Веллингтона, точнее в проулках, где нет автомобильного движения, коробки с фруктами выставлены на продажу прямо под открытым небом и лишь прикрыты огромными разноцветными навесами-зонтами. Другие продукты - в магазине, но часть из них в витринах расположенных в окнах так, что их легко можно рассматривать прямо с улицы. В том числе и витрины-холодильники с красиво выложенными вырезками и прочими прелестями. Похоже, как и в случае с авто, приходится прилагать немало усилий, чтобы продать всё это. И опять в сознании происходит борьба со стереотипами!

     Но пора и в путь, едем по городским улицам, глазею по сторонам. Оказывается, вчерашняя площадка с подержанными авто далеко не единственная в городе. Из окна автобуса я их насчитал ещё как минимум две. И опять ценники с девятками в последних цифрах. На первых порах даже возникает подозрение - не бутафория ли всё это, где мы видели ещё такое! И куда в конечном итоге деваются все эти скопища автомобилей! Другая загадка - это магическая надпись Co.Ltd. Её можно встретить повсюду - на фасадах зданий, офисов. А на страницах рекламных проспектов она выглядит просто как клеймо. Её перевод и расшифровка пока не даёт желаемого результата. Что или кого ограничивать, и главное - зачем? А посему выглядит она в моём понимании как некий талисман, приносящий удачу.

     Ещё вчера каждому из нас раздали копии карты Веллингтона. На оборотной стороне - перечень достопримечательностей столицы и как туда можно попасть. Был ли это один из указанных маршрутов, для меня так и осталось неясным. Вначале, как помнится, мы посетили метеорологическую службу Веллингтона. Собственно, интерес к нему проявили в основном москвичи и ленинградцы. Мы же, имеющие к этой науке весьма отдалённое отношение, оказались просто за компанию. Метеослужба расположена на вершине одного из окружающих город холмов, и дорога туда представляет собой ленту серпантина. Автобус делает остановку на небольшой площадке рядом с пушкой, установленной на постаменте. Отсюда дорожки идут в разных направлениях. С вершины холма открывается замечательный вид на город, в том числе и на те его части, которые нельзя увидеть из его центра. Сегодня также прохладно по-осеннему и ветрено, что особенно досаждает здесь, наверху. Очень много зелени, она повсюду, куда ни кинешь взгляд. И, похоже, Новая Зеландия - это страна не только ветров, но и страна папоротников. Их повсюду бесчисленное множество, а размеры огромны. Именно они делают панораму острова похожей на зелёное море. Все постройки, что видны на соседних холмах, и стадион в долине буквально утопают в нём. Это характерная черта природы островов Новой Зеландии. И не напрасно зелёный цвет является её национальным цветом. Здесь же в районе метеослужбы расположена парковая зона. Чистенькие аллеи, постриженный кустарник и всё другое приводит к тому, что следующий на очереди нашей программы ботанический сад уже не вызывает бурного восторга. К нему ведёт асфальтированная тропинка, по которой нужно спуститься в ложбину. Здесь тишина и покой - ложбина закрыта от ветров и, возможно, от иных природных катаклизмов. В центральной части сада расположен водоём с фонтаном, а вокруг него и на склонах произрастают диковинные растения.

     Далее автобус увозит нас в сторону, противоположную от города, и вскоре мы попадаем в отдалённый пригородный район. К нашему удивлению, здесь даже нет привычного асфальта. Просёлочная дорога покрыта мелкой крошкой неизвестного происхождения. Тем не менее, дорога весьма приличного качества, без рытвин и ухабов. Но и здесь вопреки ожиданиям мы не встретили ничего похожего на наш быт - те же миниатюрные жилища, тот же идеальный порядок и пустынность улиц.

     Переезд к морскому побережью занял немного времени. Опять остановка, и мы выходим размяться. Думаю, это был пролив Кука. Крепкий ветер с его просторов образует мощную приливную волну, которая здесь, на мелководье, с шумом выносится на отмель. Дальше, где скалистые берега подходят к самой воде, стоит грохот прибоя. Если посмотреть на карту, два главных острова страны разделены, казалось бы, нешироким проливом, однако при всём желании различить очертания южного острова не удалось. Этим и заканчивается наше сегодняшнее путешествие. Возвращение показалось быстрым и уже ничем не запомнилось.

     Вторая половина дня, пора позаботиться и о сувенирах. Небольшой магазинчик предлагает на выбор чего только душе угодно. Выбираю вымпел Новой Зеландии - птица киви опять же на зелёном фоне. Немного подумав, беру ещё и вымпел Австралии, но не с традиционными кенгуру или коалами, а симпатичной парой какаду на ветке. По возвращению можно будет и пыль в глаза пустить, мол, где мы только не были.

     - О! Остралья! - смеётся продавщица, видимо, она угадала ход моих мыслей!

     День на исходе, но у нас ещё есть время назавтра побродить по улицам города, впитать в себя всё то, что присуще этому чудесному острову, и унести это в своей памяти навсегда. То, что это навсегда, у меня сомнений не вызывает.
Веллингтон. Ботанический сад:

     Утро на 48 градусе, но уже северной широты, встречает нас спокойным морем и почти нулевой температурой. Уже не один день мы находимся в привычном для нас климате, когда март и апрель в нашем понимании правильно сочетаются с такой погодой. Позади длительный обратный переход из южного полушария в северное. Был ли это опять 170 меридиан, точно не могу сказать. Вполне возможно, маршрут оказался смещённым. Непросто дать описание практически повторенного пути, не имея под рукой дневника. Если бы мои морские путешествия происходили в более зрелом возрасте, возможно, я бы и делал какие-то записи. И тогда мне не пришлось бы так часто ссылаться на свою забывчивость. Но, увы, в ту пору меня не посещала даже микроскопическая мысль о пользе ведения дневника - это уж я помню совершенно точно! И сейчас относительно упущенных возможностей остаётся только сожалеть. Единственной отдушиной стали каким-то образом сохранившиеся в семейном архиве письма, по которым удалось восстановить некоторые даты.

     Чем дальше мы уходили в северные широты, тем пустыннее становилась палуба. Волейболисты ещё как-то пытались противопоставить себя наступившим холодам, но и их надолго не хватало. Шайбы китайского бильярда в условиях постоянной сырости и вовсе прилипали к пластиковой поверхности стола, не давая игрокам ни малейшего шанса. В таких условиях нам с Сергеем ничего другого не оставалось, как по вечерам ходить в гости к нашим соседям (или они к нам) - Володе Сонину и Юре Авраменко. Для чего предусмотрительно были сделаны запасы тропического рациона. Иногда наши диспуты о жизни прерывались стуком о переборку: - потише, мол, спорщики. Но какое там! Одним словом, северную часть нашего путешествия надо было как-то скоротать.

     И вот теперь "Академик Ширшов" покачивается на волнах, а перед нами на расстоянии прямой видимости заснеженная сопка, один из островов Курильской гряды - Матуа. Необычное, загадочное название. Похоже на японское, но кто ему дал это имя? Сопка напоминает конус, хотя на то она и сопка, и от вершины до самого основания покрыта снегом. Всё остальное - это отливающие чернотой студёные океанские воды. Он как антипод тропическим островам, к которым, что ни говори, мы привыкли больше. В нижней части острова едва заметны укрытые снегом строения - пограничная застава. Радиопередающая станция пограничников - именно то, что так важно нашему отряду. Здесь не надо полагаться на волю случая, и мы можем спокойно работать по заранее намеченной программе, которая и определила маневрирование судна на ближайшее время. Как помнится, это был не единственный случай, когда нашему отряду планово шли навстречу. Веллингтон. Ботанический сад

     Наконец остров с необычным названием остаётся где-то за линией горизонта. Белое облачко - будто его призрак, а наш курс опять на юг. Вторые сутки пути. Ночью мы входим в холодный циклон, и к утру палубу застилает выпавший снег. Он вдруг напомнил о доме. Однако уже на следующий день его интенсивное таяние говорит о том, что весна стала ближе не только по календарю, но и по широте. И вскоре от него не остаётся и следа. Палуба оживает, и мы тоже по окончании работ выбираемся из своего убежища на воздух. Возобновляются спортивные баталии или даже просто пробежки вдоль бортов по периметру судна. Часть беговой дорожки - это закрытые, обычно пустующие галереи по обоим бортам судна с порожками на входе. А в носовой части сложены ещё и канаты и что-то ещё, отчего бег трусцой напоминает бег с препятствиями.

     Вдруг резкие пронзительные звонки тревоги. Эффект особенно силён, когда зуммер находится где-то рядом над головой! Даже будучи заранее предупрежденными о её учебном характере, в первый момент от такого громкого агрессивного звука-набата непроизвольно прихватывает дыхание, а в жилах стынет кровь. И привыкнуть к этому невозможно. Адекватная реакция на происшедшее происходит лишь спустя секунды, но попробуй теперь разбери, что это - шлюпочная тревога или пожарная? Ведь эти "трели" отшибают ещё и память. Бежать ли в каюту за спасательным жилетом или выполнять иные действия по инструкции. На это уходит ещё какое-то время. Но эта проблема решается скоро, поскольку всегда можно увидеть, что делают другие. Шлюпочная тревога, вроде как-то поинтереснее. Все на шлюпочной палубе в оранжевых жилетах, хоть и форма, какая должна быть, не у всех, особенно это касается обуви. Пробковые шлёпанцы, так необходимые в тропиках, это совсем не то, что требуется по инструкции. Раз или два в штиль на воду даже была спущена шлюпка. К сожалению, у нас с Сергеем оказалась другая приписка, и нам так и не довелось совершить круиз вокруг судна. Может быть, приятного в этом не так уж и много, но оказаться в шлюпке где-нибудь посреди океана - событие неординарное, и пренебречь им было бы негоже. Правда, поговаривали, что на некоторых шлюпках блоки были далеко не в идеальном состоянии, что не позволяло оперативно спустить их на воду. Но повторюсь, это только слухи.

     Но сегодня именно пожарная тревога и, как того требует громогласное сообщение по спикеру, экипаж должен собраться в кают-компании. В то же время команда пожарников будет отрабатывать свои действия в месте условного возгорания. При этом отсеки судна изолируются автоматически закрывающимися дверьми. В кают-компании для всех собравшихся даже не хватает места, располагаются кто как может. Спустя некоторое время в тишине вдруг раздаётся негромкое:

     - Ой! - и далее растерянный женский полушёпот-признание, который слышат все присутствующие:

     - Кажется, у меня в каюте остался включенным кипятильник!!

     Сам по себе кипятильник в каюте уже превосходный "подарок" для главного пожарника. Но лучше уж так, чем настоящая тревога. Тотчас какое-то неясное напряжение, царившее в кают-компании до сего момента, спадает. Все начинают говорить, комментировать ситуацию, а несчастная виновница в сопровождении пожарника отправляется к месту происшествия. Можно только представить, сколько кошек сейчас скребут на её душе. К счастью, как оказалось, тревога была мнимой.

     Работа на станциях помимо всего прочего подразумевает и установку буйков с измерительными устройствами. Это батометры и прочее оборудование. Здесь я пишу в общих чертах, поскольку и тогда не очень-то вникал в особенности работ, не связанных с нашими исследованиями. Что уж тогда говорить, когда минуло столько лет. Такая работа выполняется с помощью мотобота, и это довольно интересно наблюдать со стороны. Сверху поверхность океана кажется вполне спокойной, лишь небольшие волны слегка поглаживают борт судна. Но вот шлюпка спущена на воду, и все иллюзии на этот счёт тут же рассеиваются. Она - как бумажный кораблик в ручейке, и от людей в оранжевых жилетах требуются определённые навыки работы в таких условиях.
     Шлюпка уходит в заданном направлении на поиски буйков, и на удивление скоро теряется из виду - лишнее подтверждение тому, как трудно искать в океане людей, терпящих бедствие. Сливаясь с рябью волн, шлюпка иногда всё же попадает в поле зрения. Это происходит, когда её выносит на гребень волны, но при этом нужно ещё и угадать направление. Впрочем, надо полагать, что тем, кто находится там, среди волн, хотя бы временами но всё же видны высокие мачты нашего судна. Бывает, что в хорошую погоду по ходу таких вылазок попутно случается и рыбалка. Однажды мне довелось быть свидетелем улова - пара макрелей. Если я не ошибся в названии, то это были гигантские макрели, их длина оказалась в пределах 70-80 см.

     Здесь и далее я не обостряю внимание на быте. Об этом достаточно было сказано в предыдущем рассказе. В этом плане этот рейс мало чем отличен от какого-либо другого рейса, в другое время и возможно даже на другом судне. Повторяться не имеет большого смысла. Что тут ещё сказать - я по-прежнему не могу заставить себя лепить пельмени, предпочитая волейбол. Вот такая обидная накладка! Соблазнить меня не может даже добавка. Напротив, наши новые товарищи Коля Вернигоров и Леонид Серебренников становятся завсегдатаями этих мероприятий. За обеденным столом мы с Николаем сидим напротив друг друга. Коля как всегда весел и общителен, к тому же у него двойная порция. Я не голоден, но я искренне завидую ему, как человеку сделавшему доброе дело, обещая самому себе, что уж в следующий раз непременно поучаствую в пельменном процессе. Но наступает час "Ч", и я, опять не сумев совладать с собой, проявляю малодушие, оставаясь на спортивной площадке. Как жаль! - это запоздавшие мысли летят в прошлое. О других моих коллегах, участвующих в пельменных баталиях, я не говорю. Проще сказать о тех, кто не утруждал себя этим занятием, понятно кого я имею в виду.

     К Николаю Сергеевичу, здесь я называю его с большой буквы, у меня отношение особое. В будущем, уже вдали от стен лаборатории РТС, наши пути на трудовом поприще пересекутся ещё не раз, оставив при этом в моей душе неизгладимые впечатления. Иногда спокойное течение размеренной жизни на судне сменяется вдруг неожиданным стрессом. Провалы памяти случаются у многих людей, и я не исключение, но лучше бы это произошло при других обстоятельствах. На палубе Юрий Иванович и я. Имя вымышленное, к сожалению, не помню настоящего, а оставлять безымянным замечательного коллегу из Москвы рука не поднимается. Ситуация, можно сказать, отчаянная.

     - Может быть, отложим или перенесём на следующий раз? - лепечу я.

     Юрий Иванович задумчив и никак не реагирует на мои слова.

     - За полчаса ведь не успеть, - продолжаю я.

     Детская наивность. Можно отложить старт космического корабля или начало военной операции, но перенести плановый полит-экономический семинар на крошечной территории советского государства, затерявшейся на океанских просторах, нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах, за исключением разве что, как говорят юристы, действия непреодолимой силы. Моя очередь вести этот злополучный семинар, но это выясняется вдруг и только сейчас. Как стремительно летит время, когда того не требуют обстоятельства. Выручает опыт и холодный ум Юрия Ивановича. Спустя пару минут мы уже в конференц-зале, и ловко извлечённая из шкафа книга уже в руках нашего руководителя. Движения рук быстры и уверены, кажется, он знает её наизусть. Сходу открываются нужные страницы, подчёркиваются абзацы. Вот ведь, оказывается, можно и так! В оставшиеся минуты, с благодарностью в мыслях к своему спасителю, даже успеваю бегло ознакомиться с тем, что предстоит прочесть.

     Надо ли говорить о том, что укороченный семинар прошёл на ура. Вступительные и заключительные слова Юрия Ивановича сгладили корявость моей лекции. А наш небольшой коллектив, состоящий исключительно из прикомандированных, не высказал по этому поводу решительно никаких претензий. Отчётная галочка была проставлена в соответствующий документ, а для меня этот случай послужил хорошим уроком.

     Заход в Сингапур

     Наша тихоокеанская эпопея подходит к концу, и на 22 апреля запланирован заход в Сингапур. По понятным причинам, такая дата не могла бесследно кануть в лету, поэтому всесоюзный субботник решено было перенести на более ранний срок. Может показаться, что это противоречит только что сказанному. Но заход в Сингапур и можно сравнить с явлением такой вот непреодолимой силы. Возможно, решение об этом было принято и согласовано ещё до начала рейса. Наверное, если бы это были ещё северные широты, то нам бы пришлось заниматься расчисткой палубы от снега или скалыванием наледи с палубных надстроек. И как бы это было романтично! Самому вдруг оказаться в роли тех героев-полярников, сюжетов о которых было видено великое множество. Но сегодня под палящими лучами солнца нам ничего не остаётся как помогать "палубе" в её героической борьбе со старой краской и выпирающей отовсюду ржавчиной.
     На празднике освобождённого труда, пожалуй, большинство свободных от вахт. Со стороны может показаться, что команда по каким-то причинам усиленно занимается разборкой судна. Скрежет металлических скребков, стук молотков, грохот пневматических отбойников - всё сливается в общий шум и гам. Пробую работать с отбойником, грохот чудовищный. Получается, но после ещё много дней в ушах стоит надоедливый звон. Заодно наводим порядок и в своей "кладовой": старые печатные и макетные платы, разъёмы, ненужные комплектующие - всё это выставится в коробке, как принято здесь говорить, "у борта" и в лучшем случае пополнит арсенал местных радиолюбителей. К своей радости нахожу и своё творение - фазостабильные усилители, исполненные ещё на преддипломной практике к 20-му рейсу. Коррозия, как результат небрежного хранения, не оставила никаких надежд на хоть сколько-нибудь полезное применение этих модулей. Море не щадит металл.

     Вход в акваторию Сингапура уже привычен. Знакомые очертания высоток. Кажется, что ничего и не изменилось. Но ближе становится заметной достроенная эстакада, новые насыпи береговой линии. Не перестаю восхищаться панорамой города. Бытует известная фраза - никогда не возвращайся туда, где было хорошо! Не знаю точно, кто её придумал, возможно, её автор руководствовался чем-то личным. У меня же иное мнение - я рад очередной встрече с Сингапуром. Она уже не столь ярка и впечатлительна - все невероятные эмоции остались здесь ещё год тому назад. Но я готов ещё и ещё возвращаться сюда - где было хорошо.

     Относительно того, как к тому относятся бывалые моряки, уже было сказано. Можно допустить, что для части из них посещение уже до боли знакомого Сингапура стало рутиной. А в их поведении проглядывается некоторое снисхождение к нашей ещё не отёсанной наивности. Но, как знать, может быть, кто-то из них в глубине души и желал бы вот так вдруг оказаться на нашем месте, чтобы всё пережить как в первый раз. И всё-таки равнодушные - скорее исключение. Да и не является ли оно, это равнодушие попросту показным? Большинство с хорошим настроением вновь окунается в круг привычных, но от этого не менее приятных забот: куда пойти, где и как выгоднее сделать запланированные покупки и, конечно же, созерцать, созерцать и ещё раз созерцать…

     Над сингапурским проливом и городом висит марево дневной жары. Мы опять в как будто знакомой обстановке на улицах города. Не перестаю удивляться, Сингапур быстро преображается и каждый раз выглядит по-новому. И эта новизна по-своему притягательна. Вдруг попадаем под внезапно хлынувший ливень. Мы на площади, рядом только зелёные газоны, и укрыться от дождя негде. Спустя минуты поток воды, низвергнувшийся с неба, иссякает, а мы, промокшие до нитки, идём дальше (а что ещё нам остаётся!). Тут же выглянувшее из-за облаков солнце начинает исправно делать своё дело. И спустя ещё какое-то время начинаю ощущать на себе тепло высохшей одежды. Одним словом - тропики!

     Но нельзя же ходить только по магазинам. Каждый раз, попадая в новую группу, становлюсь невольным соучастником таких походов. Маршруты чаще всего стандартны: Малай-базар, русские магазины, Пиплз-Парк, Пиненсула, Арапка… . Но сегодня, в первый день они предназначены в основном для того чтобы, наметить потенциальные покупки. Ведь впереди своеобразный апофеоз рейса - на пути к дому ещё один заход в Сингапур. И потому сегодня в наших мыслях и действиях полная раскованность и нет никакой спешки. Можно, к примеру, посетить бассейн. Обычно в таких случаях слушаем советы завсегдатаев этого прекрасного города.

     По воле случая в одном из магазинчиков делаем остановку. Он один из многих в ряду вдоль оживлённой улочки. Здесь нет привычных дверей. Огромная "заслонка" во всю стену делает на день магазин полностью открытым. Такое устройство упрощает торговлю - увидеть интересующий товар можно прямо с улицы. Граница между соседними магазинчиками условная. Зачастую даже трудно определить, где чей товар. Перемещаясь из одного магазинчика в другой, люди так и движутся вдоль улицы. Хождение группами, как в нашем случае, накладывает некоторые ограничения. Как обычно, кому-то надо что-то посмотреть, возможно, прицениться, и остальные сотоварищи из солидарности делают то же самое, пытаясь найти что-нибудь полезное и для себя.
     Увлёкшись, среди толпы забываю о времени. Но вот, наконец, переключаю своё внимание на окружающих, и вот незадача - не вижу никого из нашей компании. Обхожу лавку по периметру, даже всматриваюсь в лица присутствующих - безрезультатно! Какими же сейчас одинаковыми они кажутся для меня. И даже будто все они одинаково одеты. Растерян, жду какое-то время на месте и дальше обследую торговые точки, расположенные по соседству, потом ещё дальше - тот же эффект. Видимо, я незаметно отстал, но как это могло случиться? И как теперь поступить? Искать, догонять группу, ушедшую в неизвестном направлении (отряд не заметил потери бойца!) или ждать? Пожалуй, второе лучше. Рано или поздно пропажа обнаружится, но день может оказаться подпорченным. В дурном настроении возвращаюсь в исходную точку и вдруг вижу Артёма Вальнера, как ни в чём не бывало рассматривающего что-то там на прилавке. Тут же будто из небытия обнаруживаются и другие мои спутники. Заметив меня, Артём рассказывает о чём-то, но мои мысли заняты другим - что же это за наваждение такое, надо быть внимательнее.

     Так вот - нельзя же ходить только по магазинам. Кто-то из наших успел побывать в кино. У меня не сложилось, но сейчас я не жалею о том, что тогда не увидел заграничный фильм без купюр. А вот поход в океанариум состоялся. Правда, сделать снимки обитателей морских глубин не удалось из-за сумрака тоннелей-коридоров. Подсветки же самих аквариумов оказалось явно недостаточно. И хотя всё было красочно и эффектно, почему-то лучше запомнились акулы в своей естественной среде обитания - те, что сопровождали нас на станциях, безостановочно курсируя в сопровождении своих полосатых лоцманов около судна, да ещё морские змеи.

     На вершине холма, уж и не помню, как мы там оказались, парковая зона. Огромные деревья с пышными кронами усыпаны большими цветами-бутонами белого цвета. Упавшие бутоны лежат и на траве, их много. Аккуратно подстриженные газоны, невысокий декоративного вида заборчик. Отсюда с высоты сквозь зелёную стену зарослей город едва виден. Красота! Обычно в таких случаях принято фотографироваться на память. Да вот, пожалуйте, далеко ходить не надо. Фотомодель - улыбчивая миниатюрная девушка, похоже малайского происхождения. Под стать ей и фотограф со своим помощником. Фотокамера с внушительным объективом и штатив вызывают уважение - явно профессиональная атрибутика. И вроде как даже виден импровизированный сценарий, что-то вроде нынешних фотосессий. Съёмка сопровождается весёлым смехом и беспрерывной стрекотнёй молодых людей. Возможно, фотосъёмка преследовала какие-то рекламные цели, но мы, естественно, не стали дожидаться окончания представления.

     Вниз к бассейну ведёт длинный и довольно крутой спуск. Ступеньки лестницы выложены из камня. Если по ним спуститься чуть ниже, то сквозь чащу деревьев можно увидеть два прямоугольных блюда с голубой водой. Один из них тот, что для нас, другой - "лягушатник". Спустившись к самому низу, убеждаемся, что не одни мы такие. Раньше нас здесь появилась другая группа с нашего судна. В бассейне вода прохладна и отсвечивает, как и положено, прозрачной голубизной, отличаясь от мутно-изумрудного оттенка морской воды, что на пляжах острова Сентоза. Оставшиеся час - полтора можно ни о чём не думать, а просто ощутить приятную истому мышц от непривычных нагрузок или тепло нагретых солнцем плиток, которыми выложены стенки бассейна, если лечь на них спиной. А занырнув в голубую пучину, вдруг ощутить, как бурно протестует против этого только что выпитая кока-кола.

     На фото: Сингапур. В бассейне. Слева направо: Л. Бабушкин, А. Вальнер, С. Луков:

     С составом группы, отправляющейся на берег в увольнение, можно определиться заранее, записавшись с вечера, или положиться на случайный выбор. Всегда радуюсь, когда попадаю в группу с Витей Кравцовым, хотя такое случается не так уж и часто. Вот и сейчас мы сидим в заведении, где можно отдохнуть с пивом, кока-колой или оранжем. Последний, кстати, после первых восторгов от кока-колы, стал для меня более почитаемым напитком. Здесь также можно заказать для себя и что-нибудь посерьёзней, чтобы утолить голод. Но и теперь я не могу заставить себя съесть что-нибудь из азиатской кухни. Правда, в иных местах могут предложить, к примеру, жареный картофель, но разве за этим мы отправляемся в такие дали. И то сказать, картофель! Разве это кушанье похоже на то, к которому мы привыкли дома. В итоге, после трёх- или четырёхдневной беготни по городу, заметно теряешь в весе. Но что нам с того, после наверстаем! И вот результат. В магазине джинсов продавец-китаец, обмерив мою отощавшую талию, выдал такой размер, что уже на домашних харчах обнова оказалась совершенно негодной к носке. Но это скорее забавно, чем огорчительно, ведь, в сущности, и не за этим мы находимся здесь и сейчас. Да и страстным поклонником джинсов я никогда не был. С другой стороны, как можно было отказаться от стандартного набора покупок. Риск быть не понятым при этом очень велик!

     В придачу к заказанным бутылочкам с напитками на столике появляются и стаканы. Они очень красивы - высоки, тонкостенны, с узорчатым орнаментом. Да они просто находка для пытливого русского ума. Не стоит приводить здесь мысли вслух моего товарища. Всё равно я не смогу повторить их в точности. Но тут же он отправляется к бармену и после непродолжительной беседы, подкреплённой жестикуляцией рук, улыбающийся с довольным видом возвращается к столику и с упакованными в салфетку стаканами. Вполне возможно, что стакан был всего один - хорошего, да помаленьку. Но тем не менее.

     - Я ему сказал, что я моряк и побывал во многих уголках земли, и отовсюду у меня есть сувенирные стаканы, а вот таких ещё нет! - радостно сообщает Виктор.

     Нежданные подарки всегда улучшают настроение и укрепляют веру в то, что в Сингапуре живут доброжелательные и щедрые люди. А общительности Виктора можно только позавидовать.

     Чуть позже в нашей забегаловке появились моряки с американского военного корабля. Их человек пять или шесть. Они нечастые гости в Сингапуре, но не обратить на них внимания или тем более спутать с кем-либо невозможно. И уж так хочется написать о том, как они отличаются от всех остальных своей полной раскованностью, весёлостью, может, даже панибратством. Но, наверное, по одной единственной встрече с ними утверждать, что именно так оно и есть на самом деле, было бы неправильно. Кто-то из ширшовцев даже успел пообщаться с ними. Насколько я могу судить, как невольный слушатель, речь шла о Филлипинах (они как раз прибыли оттуда). Но историю об их 51 штате мне уже где-то приходилось слышать. Из сбивчивой же речи одного из младших офицеров осталось только неясным, о каком собственно времени шла речь. Правда, здесь надо сделать скидку на мои способности в области разговорного английского языка. А вот какие там умопомрачительные девочки, и как они умеют танцевать, нам было образно продемонстрировано прямо здесь же. При всём при этом создалось впечатление, что времяпрепровождение в неслужебное время у них не отличается разнообразием. Впрочем, стоило бы задуматься, а как бы мы повели себя на их месте.

     Вечером уже в каюте вдруг ощущаю шишку на голове. Она результат рассеянности. Ещё утром на пирсе в том самом коридоре с деревянным настилом, что ведёт к эскалатору, засмотревшись на пёструю толпу, стукаюсь головой о низкий косяк. Хорошо уж то, что он тоже исполнен из дерева. Должно быть, габариты конструкции выдержаны по азиатским меркам. Приятного мало, а ведь это только начало дня. Вынужденная пауза на пару минут с растиранием ушибленного места, и снова вперёд. Но это ещё ничего. Как рассказывал наш Серёжа Марулёв, будучи участником 20 рейса, он поскользнулся здесь же на мокрых каменных ступеньках Клиффрод-пирса, ему пришлось ходить с перевязанной головой. Опять же по рассказам, каких приходилось выслушивать немало, случались и купания. Бывало это, когда неудачник, а чаще неудачница, не устояв на покатой и скользкой от брызг носовой части катера, сваливались за борт. Мне самому наблюдать таких сцен не приходилось, но думаю, драмы в этом не было. Тотчас находились добровольцы, смело делящие участь пострадавшего, помогали ему взобраться на борт и спасти пакеты с покупками. Ну и для зрителей - развлечение.

     Сингапур. Прогулочная яхта:

    

Начало:

    1. Из Владивостока

Продолжение:

    3. Индийский океан, заход на остров Маврикий.


Copyright © 2001 - 2015 г. Николай ДЕНИСОВ denisovn@narod.ru
При использовании любых материалов сайта ссылка на dvnigmi.narod.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев