3. Сингапур - город Льва.
Просыпаюсь ещё до побудки, шестое чувство в подобных ситуациях подводит редко. Первым делом к иллюминатору. Всё ли виденное вчера на месте? Да, кажется, это был не сон. Наскоро приведя себя в порядок, спешу на палубу. Город в утренней дымке, он совсем другой и находится дальше, чем это казалось ночью. Вокруг не счесть судов, больших и малых, повсюду снуют небольшие катера. Аэропорт продолжает без устали принимать и отправлять огромные "Боинги". Воздух насыщен незнакомыми запахами, происхождение которых пока непонятно.
- Вы ещё не завтракали? – Алексей Васильевич уже одет по-выходному.
- Подкрепиться надо основательно, на весь день – обеда не будет! – добавляет он, и в продолжение:
- Если на что решите потратить деньги, торгуйтесь запросто. Но сегодня лучше просто посмотреть город.
Напоминание не лишнее. Хоть об этом было говорено уже не раз, но сегодня можно забыть обо всём на свете. Списки на увольнение составлены ещё вчера. По пути в столовую ищем свои фамилии – мы с Сергеем и старшим в группе Шагурин Валентин. Шагурин - главный электромеханик на судне. Но вряд ли наши фамилии ему о чём-то говорят, надо самим его найти.
На палубе многолюдно, обстановка напоминает праздничную суету. На мачте развевается флаг Сингапура – на корме флаг нашей Родины. Трап уже спущен. Прибрежные воды бороздят небольшие катера, обеспечивая сообщение с причалом. Они разрисованы рыбьими глазами, акульими зубами и выглядят красочно. Но разнообразием названий не блещут, каждый второй – «Гайан»! Мы немного взбудоражены ожиданием, которое, похоже, затягивается. За всем этим вдруг вспоминаю, что так и не видел погранично-таможенной службы Сингапура. Каким-то образом всё это произошло без нашего участия. Видимо, наши личности здесь мало кого интересуют. Но вот, наконец, и к нашему трапу подруливает первый катер. В заливе небольшое волнение, и катер прыгает на волнах как игрушечный. Первые группы уже спускаются по трапу. Наступает и наша очередь. Главное - поймать момент, когда скользкая от брызг палуба катера замирает на волне. Соскок, и тотчас хватаюсь за поручни. Катер отчаливает от трапа и, качаясь на волнах, бодро катит к пирсу. Вода в заливе зелёного цвета, и до океанской прозрачности ей далеко. Лавируем среди судов. И чего здесь только не увидишь! Современные, огромных размеров, суда и деревянные почти чёрного цвета «ковчеги» с живностью на борту, яхты и огромные танкеры.
Но вот, наконец, и долгожданный причал – Клиффорд-пирс. Здесь надо быть осторожным, мокрые и скользкие каменные ступеньки спускаются прямо в воду. Выбираемся на дощатый помост, уф, кажется, добрались! После тесного и замкнутого пространства на «Академике Ширшове» поначалу просто теряешься. Стою, осматриваюсь по сторонам. Пирс многолик и говорлив. Суета! Двинулись в путь. Вот и пресловутый эскалатор. Памятуя рассказ о даме с зонтом, ступаю на него с осторожностью. Но, кажется, всё благополучно. Ступеньки возносят нас на галерею, соединяющую пирс с городом. Внизу многополосное шоссе с потоком автомобилей. Уже здесь в галерее нас атакуют первые ряды лавчонок с кока-колой, жвачкой, майками, джинсами и прочим. Здесь же готовится пища. Ароматы соусов, пряностей разносятся повсюду. Ещё не знаю, из чего всё это готовится, но судя по всему, эти кушанья не для меня. В самом деле, за всё это время я так и не смог заставить себя что-нибудь попробовать из кухни Юго-Восточной Азии. А по приезду в Томск традиционный вопрос: «Ну и как там у них с мясом?» ставит меня в тупик. Но какое мясо имеется в виду? Рассказывают, что в Сингапуре есть крокодиловая ферма!
Не теряем из вида Шагурина и перед следующим этапом получаем краткую установку.
- Сейчас по-быстрому проскочим Малай-базар, держитесь меня и ни на кого не отвлекайтесь.
Мы уже наслышаны об этой достопримечательности Сингапура, но действительность не идёт ни в какое сравнение с тем, что я себе представлял. Ныряем в сумрачный тоннель и среди гущи людей протискиваемся по узкому коридору к его выходу. Невообразимый гвалт, толкотня! Каждый продавец норовит схватить тебя за руку, привлечь внимание к своему товару. То здесь, то там слышится: «Корефан, заходи!». И опять гвалт, толкотня, аромат сандала – голова идёт кругом. Да, трудно здесь без соответствующей подготовки. Продавцы просят много, отдают за дёшево, но и товар здесь, надо полагать, соответствующего качества. Находясь в прямом и переносном смысле в состоянии «с корабля на бал», я только успеваю вертеть головой то вправо, то влево. Наконец людской поток выдавливает нас наружу, и теперь можно отдышаться. Здесь просторно и немноголюдно. Обмениваемся впечатлениями. Шагурин выглядит немного уставшим.
На фото: Небоскрёбы Сингапура.
- Куда вы хотите пойти? – Этот его вопрос нам с Сергеем.
Но сейчас нам всё едино. Решаем пока просто прогуляться, а куда – да какая разница. Идём дальше, Шагурин чуть впереди, мы чуть сзади, разглядывая всё по сторонам, стараясь ничего не упустить. Яркие краски тропиков, лето, новые люди, масса людей, нависающие над головами небоскрёбы и ещё, и ещё…! Мы уже переполнены всем этим. Вдруг понимаю, что совершенно не ориентируюсь в этой новой для меня обстановке. Может, это оттого, что иду за ведущим как привязанный. Вскоре делаем остановку у высотки, этажей эдак в тридцать. «Бэнк оф Америка» - гласит огромными буквами надпись на самом верху. Впечатление, что банку принадлежит всё здание. Собственно, поначалу я так и подумал. Внизу у входа надпись поскромнее – «Ленинград». Это русский магазин, точнее, магазин, специализирующийся на потребностях советских моряков. Позже узнаём, что в Сингапуре их целая сеть с такими нам близкими и родными названиями: Москва, Владивосток, Одесса, Находка, Амурский залив – всех и не перечесть!
Небольшой по площади магазинчик забит добром до отказа. Малейшее проявление интереса к чему-либо, и уже рядом продавец-китаец. Но сегодня я решительно не намерен тратить деньги, и оттого чувствую себя неловко. На наше счастье, в магазине появляются другие ширшовцы, и внимание продавца переключается на них. Я уже пресыщен изобилием и пока не очень понимаю, что мне может понадобиться из всего этого. Джинсы, футболки, ковры, «дипломаты», часы, электроника, аудиокассеты, ещё какая-то мелочь. Всё это в таком количестве, что свободным остаётся только неширокий проход. Кстати, здесь можно найти даже кассеты с записями А. Пугачёвой. Это уж постарались наши моряки. Наконец, всё рассмотрено и пощупано. И вскоре, утомившись теснотой, выходим на воздух. Удивительно, но в «Ленинграде» - первом для меня русском магазине - мне так и не удалось больше побывать. Он будто бы растворился. Не исключено, что впоследствии он и на самом деле прекратил своё существование.
И вновь мы на улицах города. Первое, что бросается в глаза, это архитектурный контраст. Высотки в тридцать, сорок этажей причудливых форм из стекла и бетона возвышаются над старыми постройками в один – два этажа, которых ещё немало. Они представляют собой непрерывный ряд торговых лавок. В них живут и в них же торгуют. Но дни старого Сингапура, кажется, сочтены. Строительство новых зданий и целых кварталов ведётся повсеместно. Технологии строительства высоток впечатляют. Строящееся здание опутано лесами из бамбука до самого верха. Похоже, строители обходятся без привычных для нас кранов. Но насколько такие леса надёжны? Так высоко, что на верхних этажах рабочие похожи на муравьёв. В самом деле, спустя год в следующем нашем рейсе изменения в облике города окажутся разительными. К тому же Сингапур ещё и увеличивает свою островную площадь, отвоёвывая сушу у моря.
На фото: В парке Сергей Луков.
Сингапур продолжает впечатлять: широкие дороги с многополосным движением, пышная зелень, чистота, порядок и, да, впрочем, всего и не перечислить. Улицы заполнены современными автомобилями и большими серыми угрюмого вида автобусами. А вот такси – огромные чёрные «Датсуны» смахивают на пришельцев из пятидесятых годов. Иногда можно увидеть рикши – возможно, это просто экзотика для туристов, хотя кто знает! На пешеходных переходах красный свет горит так долго, что можно подумать о неисправности светофора. Но также долго горит и зелёный, можно спокойно остановиться на середине перехода и сделать снимок. Впервые сталкиваюсь с тем, что на открытых лотках фрукты продаются поштучно – просто все они одинакового размера. И ещё одно «открытие» - автоматически открывающиеся стеклянные двери магазинов и офисов становятся очередным впечатлением дня.
Временами в поле зрения попадают наши люди. Чуть позже нас пришёл в Сингапур и флагман научно-исследовательского флота ДВНИГМИ «Академик Королёв», и его экипаж сейчас также в городе. Но вскоре становится понятно, что на рейде Сингапура наших судов всегда предостаточно. Наши люди узнаваемы сразу, но пока не могу понять, чем. Некой простотой, что ли. И дело даже не в том, что в отличие от других иностранцев мы ходим группами.
Иногда видим полицейских, невысокого роста, похожих на мальчишек, с кобурой непропорционально больших размеров на боку. По первому впечатлению они малайского происхождения. Впрочем, кажется, высокорослых жителей в тропических широтах найти непросто. А вот женщинам это нисколько не вредит. Они стройны, и их миниатюрность только подчёркивает это их достоинство.
Вот и очередная достопримечательность – река Сингапур. Переходим арочный мост. Закованная в бетонные берега, почти недвижимая мутно-коричневая вода забита джонками. Образ жизни на реке чем-то схож с жизнью старых кварталов – для многих это и дом, и работа.
Шагурин оборачивается к нам:
- Вы уже бывали за границей?
- Нет! – отвечаем почти в один голос.
- Ну, вы из Москвы, наверное? – продолжает он.
- Нет, мы из Томска.
- Из Томска! – Шагурин приостанавливается, в его взгляде видна явная жалость. - Ну и как вам мир капитала? Впечатляет?
- О, да, конечно! Впечатляет! Ещё как!
Но какое там впечатляет! Мы уничтожены, раздавлены свалившимся на нас буйством красок вечного лета, громадами небоскрёбов, взлетающих своими этажами в голубую бездну южного неба, ароматами Азии, дразнящим изобилием, что выпирает из магазинов и лавчонок буквально на тротуары …! Внимание рассеяно, мысли спутаны. Ситуацию не спасает даже понимание того, что сюда нас доставил лучший в мире научно-исследовательский флот. И всё же стараемся не подавать виду, тем более что выражение лица Шагурина подёрнуто меланхолией и кажется скучающим. На языке вертится вопрос:
- А вы сколько раз бывали в Сингапуре?
Ответ изумляет! Не может быть! Вот оказывается, почему Шагурина не волнуют ни буйство красок вечного лета, ни громады небоскрёбов, взлетающих своими этажами в голубое небо, ни ароматы Азии, ни изобилие, … Неужели всё это может надоесть! И надо ли завидовать спокойствию завсегдатаев Сингапура? А может быть, не надо?
- Двинем, наверное, в Пиплз парк, там есть что посмотреть. Попью пивка, а потом отосплюсь в каюте пару дней до отплытия, – продолжает он.
К пиву я равнодушен, но какая разница, идём к намеченной цели. Понемногу осваиваюсь и, пожалуй, уже могу отличить китайцев от малайцев. Об индусах же и говорить нечего – их неизменное «чейндж» можно слышать уже у Малай-базара, где они, скрестив ноги, восседают прямо на асфальте. Интересно, занимаются ли они чем-нибудь другим? Чтобы выяснить это, наверное, надо отправиться в другие районы города. Но сейчас у нас иная цель. Вот в каком-то магазинчике обращает на себя внимание стайка китайских моряков из КНР. Они тоже ходят группами. Одинаковые чёрные брюки, белые рубашки с виднеющимися в нагрудных карманах паспортами делают их похожими друг на друга. Схожи они между собой и своими поджарыми фигурами.
А вот типаж сингапурского китайца-лавочника совсем иной: приземист, белая майка, шорты, стоптанные сандалии. Проницательный взгляд и кажущаяся расслабленность - однако, ни один потенциальный покупатель не останется без его внимания. Обращают на себя внимание и англичане, в семейном составе они также хорошо узнаваемы. Высок и строен, а главное, элегантен глава семейства – образец типично английской чопорности. Незаметна, растворена в суете улиц его низкорослая супруга. Но вот их отпрыски – это уже другая эпоха. И это далеко не всё. Лица, образы, и просто необыкновенные пейзажи городских улиц тропического города сменяются как в калейдоскопе. И так хочется, чтобы всё это осталось в памяти надолго.
И вот, наконец, конечная точка нашего путешествия, торговый центр – Пиплз парк. Разлапистое здание в нескольких этажах из стекла и бетона раскинуло свои щупальца на большой площади. Внутри него открытая площадка. Шагурин отправляется пить своё «тридцать третье» (марка местного пива). А мы с Сергеем то вместе, то по одиночке бродим по этажам. С точки зрения архитектуры ничего примечательного. Серость здания скрашивает празднично-красочное изобилие товаров и всевозможная реклама. Негромко звучит музыка, подтверждая, что АББА и здесь на пике своей популярности. Ещё до того, как мы вошли в здание, попадаем под тропический ливень. Дождь льёт, не переставая, и сейчас нам некуда спешить. Здесь нежданно-негаданно встречаемся с Витей Кравцовым и его группой. Наша радость не знает границ, будто бы мы не виделись сто лет. Оказывается, это место, так же как и русские магазины, часто посещаемо нашими моряками. В поле зрения попадаются и другие знакомые лица. Пока суд да дело, Виктор становится нашим гидом. Спускаемся на самый нижний этаж, кажется, он расположен в подвале. Здесь просторно и немноголюдно. В прохладном полумраке мерцает своими алюминиевыми «лицами» бытовая электроника. Негромко играет музыка, синхронно колеблющиеся в её такт стрелки индикаторов стереоусилителей и магнитофонов, подсвеченные изумрудным светом, действуют магически, завораживая чем-то на подсознательном уровне. Огромные, размером с чемодан, магнитолы «Хитачи» поражают воображение своими динамиками – хит сезона! Красота неописуемая - умеют же подать товар! И всего этого не счесть! Можно только представить состояние человека, никогда ранее не видевшего ничего подобного! Китайская экспансия в области электроники ещё не наступила, и практически на каждом изделии можно прочесть «Made in Japan». Не обделены нашим вниманием и отделы для радиолюбителей. Нет слов, лучше бы нам этого вообще было не видеть!
На фото: Пиплз-парк. Слева направо - Артём Вальнер, Александр Лосуков, Алексей Лопатин.
Покупки наших моряков в Сингапуре не отличаются разнообразием. Для многих из них такие рейсы превратились просто в коммерческое мероприятие. Зарплата моряков невелика, и обналичка валюты именно здесь выгодна и является хорошим финансовым подспорьем. Самый ходовой товар - это, конечно, джинсы, страусиный пух, ковры, недорогие автомагнитолы и прочее. Всё это абсолютно доступно даже для нас, советских моряков с нашими скромными возможностями по инвалюте. И всё это так же хорошо продаётся во Владивостоке. Такое положение дел заставляет моряков дорожить визой – она многого стоит. Практически в любом здешнем русском магазине подобный коммерческий набор (в рамках таможенной декларации) можно приобрести за один раз. Но валюту можно и не тратить. По приходу на Родину она обменивается на чеки Внешторгбанка. И тогда в перспективе покупка автомобиля или кооперативной квартиры. Но мы, томичи, с нашими разовыми посещениями Сингапура ни на один из этих вариантов не претендуем. Нам бы что-нибудь эдакое для памяти!
Присаживаемся на лавочку отдохнуть, и как обычно в таких случаях беседы разбавляются неведомой доселе кока-колой. Напиток в небольшой бутылочке по первости производит неизгладимое впечатление своим ни на что не похожим вкусом. Здесь же мне популярно объясняют, как можно выпить кока-колы «на шару», то есть бесплатно. Оказывается, всё очень просто. Если вы заметили скопление наших людей, причём неважно, с какого судна, дискутирующих о чём-то с хозяином лавки (очевидно, идёт торг), смело присоединяйтесь к процессу! Вполне возможно, что хозяин, почувствовав оптовую сделку, выдаст на всех ящик бесплатного напитка. Но, приложившись к приятной прохладе, не спешите уходить, важно в этом случае хотя бы похвалить товар, которого вы, может быть, так и не видели.
На фото: Сингапур. По магазинам - слева Валентин Шагурин.
Однако дождь продолжается, Шагурина всё ещё нет. Как будем добираться до пирса!
- А что вы думаете о подарках? – это Виктор продолжает свой натиск.
- Лучше купить сразу, не откладывая.
Дождь сразу наводит на хорошую мысль – конечно же, зонтик, и естественно маме! Кстати, можно сразу проверить его качество! Так и быть, решаю нарушить табу на сегодняшний день и потратить энную сумму. Делаем очередной променаж по этажам и попадаем в просторный магазинчик-универсам. Судя по наклейкам, здесь не торгуются, но и цены, по словам Виктора, вполне приемлемые. Выбираю нарядный светло-оранжевый с бахромой «автомат» - мне он сразу понравился. И в то же мгновение передо мной появляется восточная дюймовочка и, прихватив из моих рук купюру с изображением птички и зонт, исчезает.
«Я право, опешил!» - это известное изречение наиболее точно отражает моё тогдашнее состояние. Но уже через считанные секунды она появляется вновь с чеком и сдачей. Это меня добивает окончательно, и с грустью думаю о том, что рано или поздно, но опять придется столкнуться с прилавками-редутами на родной земле. Зонт отправляется в фирменный пакет – покупка состоялась! Да, пакет - это отдельная тема. Иногда предельно простые, иногда красочно оформленные, они составляют неотъемлемую часть товара. Их не выбрасывают и стараются сохранить. Фетиш, но как приятно на родине демонстрировать свою причастность к миру другому. Много позже Алексей Васильевич рассказал нам удивительную историю о краже. Кажется, речь шла о его внучке. Вскрытая кабинка в раздевалке спорткомплекса, аккуратно сложенные горкой вещи, но привезённого из-за морей пакета и след простыл!
Зонтик этот жив до сих пор. Иногда в шкафу он попадается мне на глаза. Моя мама почти им не пользовалась. В душе так и оставшаяся на всю жизнь жительницей села, крестьянкой, она огорчалась, что он слишком ярок и красив для её возраста. И каждый раз, когда я беру его в руки, то вспоминаю свой первый день в городе Льва и свою первую покупку. Неужели всё это было? Но это было так давно!
Дождь закончился, и надо двигаться к пристани. Но проблем не убавилось, воды столько, что некоторые участки улиц приходится преодолевать вброд. Дождь не прибавил свежести. Времени в запасе не так много, и больше нигде не задерживаемся. Идём каким-то другим маршрутом, но теперь уже хоть угадываю нужное нам направление. У самого Малай-базара перед решающим броском устраиваем небольшой отдых и приводим себя в порядок.
На пирсе многолюдно, кругом знакомые все лица. Плотный, невысокого роста китаец-распорядитель выкрикивает в мегафон названия судов. Наконец, слышится знакомое: «Чичёв», «Чичёв», похоже, это наш катер! И вновь скользкий камень ступенек, скользкая палуба. Кажется, мы катим по прибрежным водам уже довольно долго, но где же наш дом?
На фото: На катере. Возвращение из увольнения, справа - Виктор Кравцов.
Крепко вцепившись в поручни, только сейчас на катере начинаю ощущать чувство голода, и почему-то хочется уже отдохнуть и от буйства красок вечного лета, и от небоскрёбов, взлетающих своими этажами в голубизну неба, и от ароматов Азии, и от изобилия, …
«Академик Ширшов» появляется неожиданно, как будто ниоткуда. Вираж вокруг судна, и вот он, трап и качающийся на волнах катер. Здесь, так же как и при посадке, требуется определённый навык и сноровка. Особенно сложно нашим дамам в теле. Рассказывают, что бывали случаи купания. Но на сей раз всё обходится благополучно!
Наверху у трапа встречаю смеющиеся глаза Лопатина:
- Ну, что купил!?
Демонстрирую ему зонтик.
- Торговался?
Не желая его разочаровывать, только пожимаю плечами. Вот и каюта! По спикеру как раз приглашают к внеурочному ужину. Нет, пока всё в сторону – на диван и пять минут лёжки! Первый день позади.
Вечером, почти засыпая у себя наверху, слышу голоса, доносящиеся из коридора:
- … а я ему втолковываю, как надо говорить правильно - это кореш, а вот она – корешиха! Но он ничего не понимает, - слышится смех, и голоса, удаляясь, затихают за дверью чей-то каюты.
Вдруг вспоминаю, что так нигде и не встретил обещанного мне на лекции льва!
На следующий день Малай-базар также суетлив и говорлив, как и вчера. Теперь можно осмотреться и повнимательней. В очередной раз и пока ещё с некоторым удивлением для себя замечаю, насколько легко и просто наши моряки общаются с продавцами. Имея в виду прежде не языковое общение, а торг. И женский состав экипажа в этом плане ничуть не уступит мужской части. И когда успели научиться?! Но если говорить о языке, то к своему неудовольствию понимаю, что мой английский явно недотягивает до требуемого уровня. И если вопрос ещё как-то удаётся сформулировать, то ответную тарабарскую скороговорку вроде как даже и не по-английски понять совершенно невозможно. Однако такая проблема довольно просто решается с помощью языка жестов. Впрочем, поблизости всегда найдётся кто-нибудь из наших опытных моряков, кто в ладах с подобной речью.
Но, наконец, и сегодня первое препятствие выходного дня преодолено, и сейчас мы в составе немногочисленной группы отправляемся на экскурсию, организованную советско-сингапурской фирмой «Спутник». Вначале нас отвезут в Парк тигрового бальзама, а затем в фирменный магазин «Спутника». Экскурсия бесплатна, но, очевидно, предполагается, что часть своих денег мы и оставим в конечной точке маршрута. Наверное, фирме неизвестно, что наши карманы почти пусты. Валюта выдана нам только за первые 10 суток плавания да ещё небольшой аванс. Автобус уже ждёт нас, и энтузиастов уже достаточное количество. Многие лица незнакомы – лишнее подтверждение того, что советские суда частые гости Сингапура.
Дорога, по которой проложен наш маршрут, уносит нас из центральной части города в западном направлении. И современный масштабный и высотный Сингапур, тот, что так впечатлил нас вчера, остаётся позади. За окнами автобуса в основном старинные постройки-хижины в один - три этажа. Они тянутся непрерывно, сливаясь в одну извилистую ленту. Наверху жильё, внизу – производство и здесь же одновременно магазин. Иногда их разделяет обыкновенная ширма. Здесь вам сошьют любую «фирму», и конечно она будет стоить гораздо дешевле. Старым кварталам сопутствуют и узкие улочки. Здесь как будто переносишься в другое время.
Автобус останавливается на площадке у самого входа в парк. Выходим. Краткая справка. Парк построен в 1937 году китайскими братьями Ау. Разбогатев на производстве и продаже снадобья под названием «Тигровый бальзам», братья решили увековечить память о себе, построив своеобразный музей под открытым небом. Название говорит само за себя. Вход бесплатный. Широкие ворота в виде китайской пагоды с изображением тигра довольно широки, и поток посетителей неиссякаем. Вокруг всё утопает в зелени насаждений. Вливаемся в общий поток и там уже за воротами разбредаемся по многочисленным аллеям кто куда.
Основу парка составляют красочные фигурки, выполненные из гипса. Это персонажи древних китайских мифов, сказочные животные, сцены из жизни, баталии. Некоторые композиции задерживают внимание надолго, другие удостаиваются лишь мимолётного взгляда. Доступ ко многим экспонатам свободный, их можно потрогать руками. Искусство ли это? Ответ сразу не приходит в голову, да просто и не думаю об этом. Слышу за своей спиной чей-то разговор о том, что некоторые сцены отдают азиатской спецификой. Возможно, имеются в виду изощрённые пытки. Барабан ли это, наматывающий на себя внутренности несчастного, пресс ли, выдавливающий мозги из головы другого страдальца – всё это оставляет не самый приятный осадок в памяти. Но, должно быть, чудодейственный бальзам должен сделать своё дело и воскресить убиенных. А вот хижина у дороги и дорогой автомобиль на обочине, рядом в луже крови сбитый ребёнок! Несколько купюр из пузатого кошелька богатея – вот цена жизни бедняка. Следующий ужастик - это тонущий в пучине гипсовых волн корабль и барахтающиеся люди. А уже совсем рядом разинута жутких размеров пасть злобной акулы. Ужасу тонущих людей нет предела. Впечатляет не художественная ценность увиденного, о таковой говорить, наверное, не приходится, а трудолюбие и фантазия тех, кто это сотворил. Подробное описание, очевидно, не имеет смысла, это надо видеть самому.
На фото: Парк тигрового бальзама. "Кинг-Конг".
Вдоволь набродившись по неведомым тропинкам, устраиваем отдых с неизменной теперь уже кока-колой. Кажется, так и не удалось осмотреть всё до конца, но, пожалуй, хватит. Наши головы и фотоплёнки уже достаточно заполнены фантазиями на китайские темы. Кстати, вот и вожделенный лев! Правда, всем своим обликом он даёт понять, что он не какой-то там обычный лев, а лев именно китайского происхождения, другими словами, лев – дракон. Но всё равно – фото на память!
На фото: Парк тигрового бальзама. Валерий Бондаренко.
По пути в «Спутник» делаем остановку в ботаническом саду. Но, наверное, мы уже пресыщены гипсовыми мифами, поэтому в воспоминаниях о «ботанике» остаются только чёрные лебеди да ухоженные дорожки сада. В самом же «Спутнике» немноголюдно, кроме нас, пожалуй, и никого нет. Здесь начинаешь понимать, насколько важно в торговле удачно выбранное место. Немного жаль организаторов экскурсии, хочется хоть чем-то их отблагодарить. Осматриваю выставленный товар – вот оно, понравились фломастеры!
К ужину приготовлен сюрприз – молоко в тетрапаках с трубочкой. Именно с трубочкой! Всё гениальное просто! Молоко в плавании редкость и поэтому относится к деликатесам. А если к молоку приходится ещё и выпечка, то такая булочка становится пасхальным куличом. Молоко, также как и масло, куплено в Сингапуре – вот почему такая спешка, видимо, во Владивостоке не хватило времени. Масло к завтраку ужасно солёное, и мои сомнения в части особенностей азиатской кухни только усилились.
Сюрпризы продолжаются и после ужина. Сегодня кто-то купил резиновую змею, недорого, но она совсем как настоящая. За такую же цену можно приобрести не менее впечатляющую жабу или огромных размеров жуткого паука. Истошный женский вопль в коридоре извещает нас об очередной проделке шутника. Тварь эффектна, если её подложить в кровать или накинуть кому-нибудь на шею. В конце концов, шутки прекращают «сверху» в приказном порядке.
Перед сном пишу письмо домой. Пишу о впечатлениях первых дней пребывания в Сингапуре, самочувствии и прочем. Тороплюсь, завтра почту отправят в советское посольство, письмо получается скудным и коротким. Откуда у меня взялся конверт, точно уж и не припомню. Ранее я даже и не предполагал о возможности почтовой связи в море. Другое дело радиограммы. К традиционному их ритуалу привыкаешь скоро, с трепетом ожидая, будет ли в этот раз озвучена радистом твоя фамилия. Уже по приезду домой я наткнулся на кипу отправленных мною с борта судна сообщений и теперь на суше был немало озадачен их однообразным содержанием.
Сегодня третий день нашего знакомства с Сингапуром, а уже вечером «Академик Ширшов» снимается с якоря. Плотный и жаркий воздух с самого утра обволакивает всё и вся. Уже привычно меряю шагами палубу в ожидании катера. Поддался уговорам побывать на острове Сентоса. В утренней дымке он виден прямо отсюда, с палубы. Нас четверо – мы с Артёмом и двое москвичей. Нам объяснили, что интереснее и проще всего туда добраться по канатной подвесной дороге. И вот мы уже в такси, на счётчике щёлкает стартовый доллар, и мы отправляемся в путь. Левостороннее движение нам в диковинку, да и в иномарке нахожусь впервые. Расстояние до горы Фабер, на которой находится станция-терминал канатки, невелико, поэтому поездка скоротечна. Длина канатной дороги около двух километров, и в проливе высятся дополнительные опоры. Покупаем билеты и садимся в подошедшую кабинку. С нами ещё местные жители – мама с маленькой дочерью. Непродолжительная пауза, и кабинка двинулась в путь. Набираем высоту. Постепенно суда в проливе становятся игрушечными, а волны превращаются в мелкую рябь. Я не отношусь к любителям высотных приключений, и мне почему-то начинает казаться, что ни трос, ни кабинка, ни подвеска не являются достаточно надёжными. В довершение ко всему на середине пути, на высоте около ста метров движение вдруг прекращается. Единственное, что утешает, так это полная невозмутимость мамы с дочкой. Очевидно, такие поездки для них привычны. Всё-таки мы успеваем сообразить, что эта остановка запланирована, с тем, чтобы пассажиры могли с высоты рассмотреть панораму города. Успеваю сделать снимок в направлении Клиффорд-пирса. Но заметить с такого расстояния наше судно не представляется возможным.
Кабинка опять пришла в движение, и вскоре мы начинаем снижаться. А вот и конечная станция. Дверь открывается, и мы ещё под высотными впечатлениями осматриваемся вокруг себя. Здесь на территории станции расположено несколько лавчонок с сувенирами и напитками, а на щите - карта-путеводитель по острову. Чуть поодаль автобусная остановка. На двухэтажном автобусе можно проехать по всему острову из конца в конец. Но решаем пройти диким маршрутом – куда глаза глядят.
На фото: Вид на Сингапур из кабинки канатной подвесной дороги.
Асфальтированная тропа петляет меж диковинных деревьев. Но по-настоящему диких зарослей не видно, похоже, что здесь ко всему приложил свои руки человек. Вот и первая встреча. На разлапистом дереве пара обезьян. На нас они не обращают особого внимания, но и не подпускают к себе. Но всё-таки нужные кадры сделаны. Оставляем животных в покое, после чего внимание Артёма переключается на кокос, замеченный им на одной из пальм. Плод подвешен вызывающе низко, а искушение велико, и вокруг кроме нас ни души. Несложный цирковой номер, и запретный плод перекочёвывает в сумку Артёма – неплохой и бесплатный сувенир. Можно бесконечно бродить по дорожкам Сентосы, но вскоре мы выбираемся к берегу. Здесь можно понежиться на песке и поплавать, что мы и делаем с удовольствием. Вскоре к нам присоединяется ещё одна наша группа, но они прибыли сюда на катере. Похоже, это неофициальный пляж, и кроме нас здесь больше никого нет. Отведя душу, принимаемся за сухой паёк с благодарностью к предусмотрительным компаньонам-москвичам. В отличие от суетных городских улиц здесь у воды аппетит приходит вовремя. Весь остров за оставшееся время, пожалуй, не обойти. Но небольшой крюк нам по силам. Сентоса в переводе с малайского языка означает "мир и спокойствие". Судя по тому, что мы здесь видим, так оно и есть. Попадающиеся на пути указатели своими стрелками предлагают нам то пляж, то музей (в том числе и музей кораллов), то старинный форт с пушками, то прокат лодок, наконец, каток, где можно покататься на роликах.
Мы же своим произвольным маршрутом к нашей полной неожиданности попадаем вдруг к грандиозному сооружению, которого нет на указателях. Как говорится, на ловца и зверь бежит. Это две огромных, нет, огромнейших размеров параболические антенны. Территория, на которой установлено всё это хозяйство, обнесена несколькими рядами «колючки». Антенны устремлены в небо и, судя по всему, это система слежения за спутниками. Увы, на фотографии белая чаша антенны, полностью слившаяся с ярким тропическим небом, совершенно не впечатляет.
Время бежит незаметно, и понемногу начинаем выбираться к исходной точке нашего маршрута. Но по пути попадаем ещё в форт Силосо, тот самый, что со старинными пушками:
На фото: о. Сентоса. Пушки форта Силосо и Артём Вальнер.
Несколько снимков с орудиями, и вот, наконец, терминал. Однако! В отличие от спокойного утра, змеевидная очередь растянулась на добрую сотню метров. Видимо, Сентоса - излюбленное место отдыха горожан. С тревогой смотрим на часы и немного завидуем тем, кто прибыли сюда на катере. Но сейчас уже выбирать не приходится. Не хочу отставать от Артема по части сувениров, поэтому здесь же в лавке покупаю белую футболку с эмблемой канатной дороги – таких в городе я не видел! Но вот мы уже и у цели.
Обратный путь по воздуху происходит без остановок, но на земле опять проблемы. Час пик, и вереницы автобусов с открытыми настежь дверьми неспешно следуют друг за другом. Но попробуй разбери, какой из них нам нужен. Среди нас с английским знаком только я, но о своих способностях в разговорном жанре я уже упоминал. Тем не менее, каким-то образом проблема всё же решается, и мы, выбирая всё отведённое нам время до конца, даже успеваем немного прогуляться по набережной у пристани, где к моей полной неожиданности сталкиваемся со скульптурным изваянием льва. Наконец-то! Это и есть тот самый лев, и как я его раньше не заметил! У него роскошная грива и рыбий хвост. А его взгляд устремлён именно туда, куда и должен быть устремлённым – в бескрайнюю морскую даль. Как и в те далёкие времена, когда он впервые увидел людей – первооткрывателей острова, так и сейчас он наблюдает за вновь прибывающими судами.
Но пора на судно, спешим на пирс. Наверное, сегодня другой распорядитель, так как резкое «Чичёв» сменилось на благозвучное «Шишов». А мы в числе последних групп, возвращающихся на судно.
Уходящий день, как и вчерашний, был ознаменован автобусными и автомобильными поездками. Так, Лев Бабушкин с почтовой миссией побывал в советском посольстве. В компании был и Валентин Шагурин, которому, судя по всему, так и не удалось отоспаться перед выходом в море. Третий на снимке слева – рефмеханик.
К сожалению, имя и то, была ли его должность с приставкой «главный», я запамятовал.
На фото: В посольстве СССР. Справа – Лев Бабушкин.
Сама по себе эта поездка не оказалась чем-то из ряда вон выходящим. Главное, со слов Льва, то, что в автомобиле можно было пользоваться фотоаппаратом, не привлекая к себе внимания окружающих, что в привычных условиях не всегда получается.
Сегодня вечером уже нет ощущения вальяжности предыдущих двух дней. Считанные часы до выхода в море. После ужина включаем аппаратуру и проводим контроль параметров.
Позже решаю посмотреть карту нашего сегодняшнего путешествия. Открываю рабочий атлас и нахожу Сентосу. Вот как! Оказывается, старое название острова - Блаканг-Мати. Оно мне знакомо по роману А. Левина «Жёлтый дракон Цзяо», который мне довелось прочесть пару лет тому назад в журнале «Смена». Это детектив, и в нём речь идёт о китайской мафии – «Триаде». Действие романа начинается именно на этом острове, где полицией обнаружены многочисленные захоронения. Вот тебе и остров мира и спокойствия! Придумают же такое! Да и болот, которые упоминаются в романе, нами замечено не было. Однако теперь виднеющийся в дымке уходящего дня с шапкой густых зарослей остров кажется не таким уж мирным и спокойным, а скорее загадочным и таинственным. Тогда, два года назад, мне и в голову не могло прийти, что когда-нибудь окажусь на этом самом острове!
Опять расставание, но теперь уже с Сингапуром. Чувства смешаны: чуть жаль - так быстро всё закончилось, немного не в своей тарелке – скорей прийти в себя. И вновь уже привычная обстановка: грохот выбираемой якорной цепи и нарастающая вибрация корпуса судна от ожившей машины.
Уходим засветло. За кормой остаются суда, стоящие на рейде. Береговая линия постепенно растворяется в вечерней дымке. Наконец, остаются заметными только атланты-небоскрёбы. Наш курс на восток, теперь мы убегаем от солнца, чтобы завтра с ним встретиться вновь. На первом этапе нам предстоит работать на длительных станциях в районе экватора и в Южно-Китайском море у острова Калимантан. Впереди праздник Нептуна и встреча Нового года. Я пока ещё не знаю, что пройдёт совсем немного времени, и непредсказуемые лабиринты экспедиционных поездок забросят нас куда как дальше, чем теперь. Но уже сейчас пятнадцатикопеечная монетка, затерявшаяся где-то в ящике стола, ждёт своего дня и часа, чтобы навсегда остаться в прибрежных водах города Льва. Но это уже другая история. А пока до свидания, Сингапур!
2012г.
В рассказе также представлены фотографии Льва Бабушкина и Артёма Вальнера.
Начало:
1. Владивосток.
2. Море.
4. Фотоальбом.