Экспедиции ДВНИГМИ

          ДВНИГМИ

       Главная
       Структура:
          отделы,
          службы,
          лаборатории

       Наука:
          статьи,
          работы,
          монографии

       Флот:
          состав,
          характеристика,
          фото

       Экспедиции:
          описание,
          карты,
          маршруты,
          участники

       Техника:
          ракеты,
          приборы,
          оборудование

       История:

       Воспоминания:
          очерки,
          дневники,
          проза,
          стихи,
          приключения,
          случаи

       Фотогалереи:
          Денисов
          Жуков
          Куликов
          Линевич

       Наши коллеги:
       Разное:
       Гостевая
       Почта
       dvnigmi@narod.ru

  Воспоминания: очерки, дневники, проза, стихи, приключения, случаи
""Пятая Советско-Вьетнамская экспедиция"

48-я экспедиция НИСП "Прилив", 1988 год

Владимир ПУДОВ
                                              Об авторе
Владимир Пудов

    
     В рамках межправительственного соглашения между СССР и СРВ с июня по ноябрь 1988 года в Южно-Китайском море была проведена пятая Советско-Вьетнамская морская экспедиция на научно-исследовательском судне "Прилив" ДВНИГМИ.
     Выйдя из Владивостока в свой 48 рейс с полумесячным опозданием, научное судно погоды "Прилив", обшарпанное, грязное, с горами мусора в лабораториях и некоторых каютах, с почти пустыми продовольственными закромами, сразу же приступило к интенсивной работе. А природа будто специально ожидала его, чтобы испытать на прочность после трехмесячного заводского ремонта. Один за другим пошли тропические циклоны "Мэйми", "Рэд" и "Рубби". И хотя некоторые из них достигали всего лишь стадии сильного тропического шторма, а "Прилив" находился от их центра на расстоянии 300-400 км, волнение моря достигало 8-9 баллов по Бофорту. Но работать было можно. Такая ситуация была почти весь второй этап, по окончании которого мы быстренько покатились на юг - в любимый Сингапур.

     После захода в Сингапур судно прямым ходом направилось в Дананг (СРВ), где мы взяли на борт двух вьетнамских специалистов - кандидата наук Нгуен Вьет Фонга и зав. отделом Океанологического института АН СРВ Нгуен То Тыонга. Им были предоставлены две каюты на верхней палубе, выделены места за столом в кают-компании, проявлен максимум внимания со стороны экипажа и руководства экспедиции. Но это все их трогало не более суток после выхода из порта Дананг. В море вновь шторм. Наши гости перестали ходить в кают-компанию и лаборатории, их перестал интересовать окружающий их мир. У меня одно из запоминающихся впечатлений о рейсе – это вид двух несчастных. Когда ни зайдешь, они лежат, прижавшись, друг к другу на постели в одной из кают. Оказывается в дополнение к ужасам качки, им было еще жутко холодно. Пришлось попросить выключить кондиционеры в их каютах.

     В конце двухнедельного "полигона" на синоптических картах появился тайфун "Скип". В стадии тайфуна он "благополучно" миновал Филиппины, где утопил пассажирский паром и два небольших военных судна и, слегка ослабленный, вышел в наш район - в Южно-Китайское море. Поскольку японские синоптики давали максимальную скорость ветра всего 45 узлов (22-23 м/сек), было решено не уходить далеко от траектории его центра. Мы спустились на один градус (110 км) южнее и вновь стали вести наблюдения, измеряя все, что только можно измерить. "Скип" в это время, находясь прямо по меридиану севернее нас, замедлил свое движение до полной остановки. Но что-то очень заметны стали расхождения в данных японских синоптиков и наших метеорологов. Японцы дают те же 22-23 м/сек, а у нас 26-28 м/сек, в порывах до 34 м/сек. Они дают медленное заполнение ТЦ на 2 мб за 6 часов, по нашим данным давление не растет, а падает, хотя и медленно. Это расхождение мы начинаем ощущать физически. То вместе с креслом ты летишь в угол лаборатории, после чего приходиться пристегивать кресло, то суп из тарелки выливаешь в лучшем случае на стол кают-компании.

     Когда камбуз перестал готовить первое, аэрологические зонды перестали подниматься, а за борт нельзя опустить различные измерители, стало ясно, что наше судно находится в зоне максимальных ветров сильного тропического шторма. Никаких работ - судно штормует.
     Но каково зрелище! Высота волн достигает 10-12 метров, ветер 30-34 м/сек. Мощные ливни. Темная, тяжелая облачность почти цепляется за мачты. Впечатляет вид волн. Почти полностью исчезло типичное обрушение волн. Их гребни срываются ветром, и эта масса воды летит как альбатрос, пытаясь обогнуть гребень следующей волны, но шлепается в водяную прозрачную стену. Видны только белые полосы на волнах от капель дождя и брызг, которые как трассеры оставляют свои следы. Судно же сотрясает очередной многотонный удар волны. На нижней палубе не выдерживают два иллюминатора - залиты жилые каюты. Капитан решает уйти из этой опасной зоны, тем более что поджимает время. По плану нужно идти в Дананг. Но стоило только чуть развернуть судно и прибавить ход, как крен при ударе волны достигает критического значения. Разворот не удался. Заполнили все пустые танки забортной водой и вновь легли носом против волны и продолжили штормование. Благо "Скип" начал движение в сторону Дананга, правда, более медленное, чем бы хотелось. И так трое суток изматывающей качки.

     Кают-компания почти пустая. Многие перестали принимать пищу и вообще выходить из своих кают. Особенно страшно ночью, когда квадратный иллюминатор моей каюты, расположенной на верхней палубе, ложится на воду. В это время судно замирает, думая, то ли ему вставать, то ли опрокидываться. А ты начинаешь мысленно прокладывать путь выхода из каюты наружу, если судно сделает "оверкиль". Нервы не выдерживают. Идешь в штурманскую рубку. Там тоже напряженная тишина, но зато ты не один. Матрос у руля, штурман и капитан у иллюминаторов, вглядываются в ночную темень, иногда рассекаемую ярким светом молний. При каждом нырке сточетырехметровый "Прилив" с "головой" уходит под воду. Гигантская масса прозрачной и фосфоресцирующей воды прокатывается через этот малюсенький белый кораблик.

     Проводив нас почти до Дананга, остатки тайфуна "Скип" заполнились вблизи береговой линии. Мы вошли в красивый, весь забаламученный залив, на берегу которого раскинулся город Дананг. Как только власти оформили наш заход, оба чуть живые вьетнамца быстренько покинули судно. После подписания "Памятной записки", передачи данных вьетнамской стороне и проведения совместного семинара официальная часть Советско-Вьетнамской экспедиции закончилась.

     Резюмируя эмоциональную часть рейса, приведу слова Сережи Нетребы, известного в Обнинске альпиниста, который впервые попал в такую экспедицию: "На палубе "Прилива" я получил столько же эмоций, сколько при восхождениях на пик Коммунизма и Килиманджаро вместе взятых". К сожалению, Сережа погиб в 2007 году. Он выбросился с 7 этажа нашего корпуса НПО “Тайфун.

     Результаты этой экспедиции резонировали в мире ученых, изучающих тропические ураганы. Нас стали часто приглашать с докладами на различные международные симпозиумы и конференции. А наши уникальные данные были адаптированы в прогностические модели тропических ураганов, что позволило существенно сократить ошибки прогноза их траектори

     1889 год

     ЦКБ изготовило по нашему заказу опытный образец “термотрала”. Это такая гирлянда датчиков температуры и электропроводности воды с заглубителями, которую можно тащить по ходу судна и записывать информацию прямо на борту. При этом в зависимости от скорости движения измерения можно проводить на различных глубинах.
     И вот мы решили провести испытания “термотрала” в районе течения Куросио. Но вдруг из Комитета приходит приказ откомандировать меня во Владивосток в 49 рейс НИС “Академик Королев” в качестве зам. начальника экспедиции. Начальником был Виктор Петрович Тунеголовец – представитель ДВНИГМИ (Владивосток). Ничего не поделаешь, приказ есть приказ. Ребята, во главе уже с Сережей Петриченко (начальник отряда) пошли без меня, а я полетел (боже, в который раз, во Владивосток!).
     1-2 июня нами был выполнен гидрологический разрез вдоль 50 с.ш. между 132 и 1380 в.д. вдоль сильного Межпассатного течения. А уже 4 июня параллельно нашему разрезу, но чуть севернее, по 80 с. ш., прошел тайфун “Дот (8905)”.
     7-8 июня мы повторили свой первый разрез. Оказалось, что на периферии тайфуна, в зоне даунвеллинга (опускания поверхностных вод), на глубинах до 450–500 метров были сформированы термические аномалии, достигающие 6 градусов С! Временная зависимость приращения доступной потенциальной энергии показала, что время жизни этих аномалий может быть весьма большим. Мы повторили еще пару раз эти разрезы спустя 14 и 44 суток. И действительно оказалось, что даже в зоне столь сильного течения эти аномалии сохраняли свое местоположение, хотя энергия их, естественно, диссипировала. По этим данным удалось рассчитать коэффициенты вертикального и горизонтального турбулентного обмена. Эти результаты позднее нашли свое отражение в некоторых моделях. Это также было новым результатом.

     ***
Copyright © 2001 - 2015 г. Николай ДЕНИСОВ denisovn@narod.ru
При использовании любых материалов сайта ссылка на dvnigmi.narod.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев


Hosted by uCoz