|
Хочу спустя годы взглянуть на путь, пройденный мной в морях и океанах, не только с точки зрения их исследования как физических объектов, но и с философской точки зрения.
Действительно, с юных лет каждый из нас с удивлением изучает окружающий нас мир, и кто эту способность не утрачивает, он и в зрелом возрасте продолжает его изучение - более глубоко, порой становясь исследователем и даже ученым.
Информация, и весьма разносторонняя, - из книг, фильмов, прессы - настраивала на преодоление трудностей, поиск, исследование окружающего пространства. Так я, от желания стать геологом, в силу обстоятельств обратил свой взор на исследование морей и океанов. И когда приехал в 20 лет во Владивосток, в этот райский уголок, рядом с Великим Тихим океаном, окончательно решил - это моя судьба.
Пять лет учебы пролетели как один миг: учеба, работа, экспедиции по Дальнему Востоку, семья. Наступил 1972 год - окончание университета. "Куда пойти" - встал вопрос: на военную службу в гидрографию, на гидрометеостанцию, в экспедиционный флот или в НИИ. У нас был широкий выбор - страна действительно жила и развивалась. Решил в ДВНИГМИ, и большинство моих сокурсников пошли этим путем.
Мы все оформились в отдел морских экспедиций на исследовательские суда в гидрологические отряды. В институте таких судов было более десятка, и половина из них новеньких - только что с судоверфей ( "Прилив", "Океан", "Волна", "Прибой", "Академик Королев", "Академик Ширшов" и др.). И вот они - необъятные просторы морской романтики: экспедиции в Дальневосточные моря, в Тихий и Индийский океаны и т.п.
Это не просто романтика, а испытание на прочность - шторма, обледенения, морская болезнь, оторванность от дома и семьи, строгий экспедиционный распорядок. Гидрологические наблюдения велись строго по заданной схеме "гидрологических разрезов" в заданном районе. Работы выполнялись круглосуточно практически в любую погоду. Батометры для отбора проб воды на разных горизонтах с установленными на них термометрами навешивались на трос и опускались с помощью лебедки обычно на глубину 1500-2000 метров. Гирлянда с опущенными приборами выдерживалась заданное время и поднималась на поверхность, а затем снимались показания температуры воды и определялась соленость. Далее велась камеральная обработка полученных данных и составлялись таблицы наблюдений, которые и составляли основу гидрологических отчетов. Если запланировано, то ставились буйковые станции для непрерывного длительного наблюдения за скоростью и направлением течений на различных горизонтах.
Анализ наблюдения выполнялся частично в ходе экспедиции, но в полном объеме уже в лабораториях института на берегу.
Надо отметить, что в 60-70-х годах наблюдения в морях и океанах велись массировано и глобально совместно с другими странами (США, Япония, Индия и т.д.). Так, например, проводились совместные экспедиционные исследования одновременно во всей экваториальной области Мирового океана.
Экспедиционный состав в основном выполнял технические работы и первичную обработку собранного материала. Самая интересная работа велась в лабораториях института, но все это было как бы недоступно постоянному научному составу, приписанному к судну. Для серьезного анализа и выводов необходимо изучить немало дополнительной информации по заданной теме и району исследований по множеству других источников информации. Только в этом случае можно выяснить реальное состояние объекта исследований и его особенности, например, связь с атмосферными процессами.
Поэтому уже после двух рейсов я задумался и принял решение перейти на работу в отдел по исследованию гидрологических процессов в Мировом океане (руководитель В.В. Покудов). Одновременно поступил в заочную аспирантуру при ДВНИГМИ. Был исполнителем двух научно-исследовательских тем: "Перенос вод и тепла в деятельном слое Охотского моря" и "Пространственно-временная изменчивость энтальпии вод и адвективного теплообмена в северо-западной части Тихого океана". В результате было опубликовано около десяти научных работ и подготовлена диссертация (пройден первый этап ее защиты).
Многие из моих однокурсников прошли такой же путь и продолжают работать в ДВНИГМИ и других НИИ города Владивостока.
Во время нахождения в течение долгих месяцев в океанских просторах (в общей сложности это годы) проверялась и другая истина: любовь к Родине, надежность семейных уз, смысл жизни. Когда кругом необъятные просторы океана и купол неба над тобой, невольно задумываешься, что судно и ты на нем - что капля в море. Однако человек силен разумом и жаждой познания. Он способен преодолевать огромные пространства и время, пройти сквозь любые шторма (победить стихию). Думаю, у физиков, изучающих микромир, тоже такое ощущение может возникать - человек не видит молекулы, атома, микрочастиц, но изучил их строение. Это чувство возвышающее, что человек властелин мира - способен познавать и управлять им.
Любовь к Родине - это когда возникает щемящее чувство: уходит судно из порта, позади родной берег и близкие, а впереди тысячи морских миль со штормами, тревогами, переживаниями. Все ли будет благополучно?
Когда возвращаешься из длительного плавания, возникает щемящее, но радостное чувство - на горизонте знакомые очертания сопок, города, где ждут жена и дети.
И если, все это трепетно и осмысленно проходит через твои душу и сердце, то это значит, что ты на правильном пути!
***
|