|
За период работы в ДВНИГМИ в отделе по изучению гидрологических процессов в Мировом океане в экспедиционные рейсы я ходил в основном на НИС "Академик Королев".
Экспедиционные работы были тесно связаны с моими исследовательскими темами "Адвекция тепла в северо-западной части Тихого океана". Личный состав судна включал в себя экипаж судна и научно-технический состав. В научный состав могли входить и прикомандированные из любого НИИ Советского Союза, если их работы были связаны с тематикой работы экспедиции.
Обязательно велись следующие наблюдения: гидрологические (обычно до глубин 1500-2000 м с возможностью постановки буйковых станций), метеорологические и аэрологические. Могло создаваться более 10 исследовательских отрядов различной направленности. Принималась спутниковая информация, и если было запланировано, осуществлялось ракетное зондирование верхних слоев атмосферы.
На судне был вычислительный центр (ЭВМ М-32, а затем из серии ЕС). Судно шло по заданному маршруту, выполняя так называемые "разрезы", на которых указывались координаты точек для проведения комплексных наблюдений. Информация, собранная в результате наблюдений в толще океана и атмосферы, обрабатывалась на ЭВМ и составляла основу экспедиционных отчетов. Если по времени удавалось провести первичный анализ результатов исследований, то писались рукописные статьи, которые также помещались в отчет. Более глубокий анализ выполнялся в лабораториях НИИ на берегу с привлечением других источников информации по заданной теме и району исследований.
Расчеты на ЭВМ обычно выполнялись по программам, составленным научными сотрудниками лично, хотя к началу 80-х появилась в нашем отделе специальная группа по программированию и обработке информации. Можно было сделать заявку для составления программы. Так, например, мною рассчитывались теплосодержание, скорости и направление течений, адвективный теплообмен по собственной программе. Работы велись непрерывно вахтовым методом: наблюдения в точке 1,5-2 часа и переход до следующей станции 30-60 миль. В течение суток находилось время и для сна, и для отдыха, и творческой работы, если конечно не штормило, и можно было работать.
Обычно я загружал себя на полную "катушку" и к окончанию экспедиционных работ писал статью. К концу рейса, как правило, проводились научные конференции, на которых предварительные анализы результатов исследований докладывались и обсуждались. По комплексным экспедициям, когда работала группа судов в заданном районе, издавались специальные сборники трудов с результатами исследований.
Находилось время и для других занятий. Например, обязательная утренняя разминка: бег по главной палубе (кольцо около 200 м). На палубе были гири, штанга, перекладина. На корме желающие играли в волейбол. В тропической зоне на корме же устраивался бассейн с проточной морской водой. Загорали по верхам, что выше ходового мостика. Почти во всех рейсах я был инициатором шахматных соревнований. Вблизи Японии ловили кальмаров, а в Южно-Китайском море спускали шлюпки и отправлялись за кораллами и ракушками. После таких шлюпочных походов по всей палубе велась промывка и обработка даров моря.
Особым видом отдыха была выдача "тропического" вина (одна бутылка сухого в неделю). В таких случаях часто собирались в каютах компаниями. В случаях дней рождения выдавалось дополнительное спиртное.
С интересом ожидалось событие, если оно случалось - это переход экватора. Мероприятие готовилось заранее: Нептун, русалка, пираты, трон, чистилище, списки первопроходцев. И вот наступал этот день! Пиратам для активности выдавали определенную дозу "сухого", и работа закипала.
Нептун дает команду поймать и привести новичка.
Самых непокорных долго "чистят" в бочке с мазутными тряпками (неделями отмываешься), а затем бросают в бассейн. После всех пройденных процедур выдают охранную грамоту. Если кто потеряет, то при очередном переходе экватора опять будут чистить. Я переходил экватор в 1972 году в районе о. Новая Гвинея.
Ежемесячно судно заходило в какой-либо порт для пополнения запасов продовольствия, топлива, отдыха экипажа. Этого все ждали с нетерпением: накапливалась усталость от вида одних и тех же лиц, от работы, бесконечного водного пространства и неба.
С дугой стороны, хотелось посмотреть, как живут за границей, и реализовать получаемую в загранплаваниях валюту. Последняя, при малых окладах, была существенным подспорьем. Даже при смехотворной выдаваемой валюте и ограничениях таможни можно было что-то купить и реализовать (продать) во Владивостоке. Так, за три моих рейса мы смогли купить дом на станции Угольная, где и прожили с семьей 10 лет. Позднее сделали взнос и ждали кооперативную квартиру.
Вообще в рейсах у меня сутки были предельно заняты, и время летело незаметно, но к концу рейса усталость все равно накапливалась. Личный состав НИС насчитывал обычно 140-150 человек, но круг общения в основном замыкался на сотрудников гидрологического отряда и прикомандированных из ДВНИГМИ.
Особые дружеские отношения сложились у меня с И. Расулевым - инженером- электронщиком, оператором ЭВМ. Он был хороший шахматист. Играли с ним и на турнирах, и в свободное время (обычно блицы с часами). Играл он хорошо, и выиграть у него удавалось редко.
Не припомню каких-либо ЧП, кроме одного, когда буквально после прохода Корейского пролива случилась трагедия - во время спортивной разминки от сердечного приступа погиб научный сотрудник К.Вельяотс.
Сами счастливыми минутами было для меня время, когда судно возвращалось во Владивосток: на горизонте появляется остров Русский и виден город, вход в бухту Золотой рог, швартовка и встреча с семьей.
***
|