Экспедиции ДВНИГМИ

          ДВНИГМИ

       Главная
       Структура:
          отделы,
          службы,
          лаборатории

       Наука:
          статьи,
          работы,
          монографии

       Флот:
          состав,
          характеристика,
          фото

       Экспедиции:
          описание,
          карты,
          маршруты,
          участники

       Техника:
          ракеты,
          приборы,
          оборудование

       История:

       Воспоминания:
          очерки,
          дневники,
          проза,
          стихи,
          приключения,
          случаи

       Фотогалереи:
          Денисов
          Жуков
          Куликов
          Линевич

       Наши коллеги:
       Разное:
       Гостевая
       Почта
       dvnigmi@narod.ru

  Воспоминания: очерки, дневники, проза, стихи, приключения, случаи
"Владивосток - любовь моя навек
(мой путь к океану) "



Александр ПЕРЕГУДИН
                                              Об авторе
Перегудин Александр Семенович

          Владивосток! Разве мог я когда-либо подумать , что окажусь на краешке земли! Но тем жизнь и интересна, что бывают зигзаги и неожиданные решения. А все начиналось в начале 60-х. Тогда не было ТВ, но я выписывал много журналов и газет ("Комсомольская правда", журналы "Природа", "Наука и жизнь", "Техника молодежи"). Регулярно слушал радио и посещал библиотеку (почти каждую неделю), а также кинотеатры.
     Я впитывал огромный объем информации, на основе которой принимались решения. Самое важное, что информация способствовала самосовершенствованию и развитию, в первую очередь духовному, нравственному, формируя патриотический настрой.

     Закончил семь классов в 1960 году (было 14 лет, тогда это был выпускной класс в основной школе) и принял решение поступить в Шарьинский техникум механизации.
     Однажды я смотрел фильм о геологах: Сибирь, поиск месторождения алмазов, трудная ситуация, но они остались в живых. Решил - буду геологом! Составил план физического укрепления своего здоровья. Зимой - ежедневная ходьба на лыжах, летом - регулярно езда на велосипеде и бег. Утро начиналось с зарядки, а через день работа с тяжестями (гири, штанга). Летом почти ежедневно ездил на велосипеде купаться на озеро за 5 км, пока оно не замерзало. Умывался по пояс круглый год на улице у колодца. Спал на веранде даже при минусовой температуре.
     В 1965 году закончил с отличием техникум и получил диплом механика (одновременно права водителя, тракториста, токаря, сварщика). В этом же году, параллельно, закончил 11 классов вечерней школы, получив аттестат зрелости. Почему аттестат зрелости, если есть средне-техническое образование? Дело в том, что в то время после окончания техникума надо было отработать 2 года по полученной специальности по направлению. Решил время выиграть: диплом сдаю в с/х институт в Ленинграде, а аттестат в горный институт.

     Теперь, имея специальность, мог обеспечить себе материальную основу для реализации своих дальнейших планов по учебе. Решение о реализации схемы техникум - ВУЗ-работа было принято мной в 14 лет на основе анализа материального положения семьи. Отец - инвалид войны, мать - домохозяйка. Да и возраст у них был под 60 лет. Вообще -то я был девятым в семье: у меня семь сестер и брат. Жили мы до1953 года в деревне, и старшие сестры ещё тогда уехали и работали в г.Горьком и г.Дзержинске, а брат в начале 60-х - в г. Архангельске. Так что в тот момент при родителях я был один. Время было удивительное - ощущение свободного полета, как птица в небе: куда хочу - туда лечу. Тем более, что такое свободный полет я испытал наяву: в техникуме занимался на курсах парашютистов и совершил три прыжка с самолета.
     Имея красный диплом, я имел право свободного трудоустройства, но поехал по направлению: Шарья - Архангельск - Котлас - с. Красноборское, где и проработал три месяца механиком.

     В июле 1965 года увольняюсь с работы и еду в Ленинград: сдаю документы в с/х институт и в горный институт. Однако в последнем, посмотрев документы, направляют меня на повторную медицинскую комиссию, где зафиксировали высокую степень близорукости. Затем собеседование и я свободен. Объяснили просто: с таким зрением в экспедиции не возьмут: если что случится в тайге? Хочешь быть кабинетным работником? Было состояние стресса как при отказе призвать меня на воинскую службу (тогда было состояние такое, что готов был броситься под поезд и покончить с жизнью).

     Разочарованный приезжаю домой. Что делать? Читаю "Комсомольскую правду": перечень комсомольско-молодежных строек. Выбрал Саяно-Шушенскую ГЭС. Собрал рюкзак и в поезд. В Красноярске схожу и еду в г.Абакан, где велась вербовка на стройки Красноярского края. На строительство Саяно-Шушенской ГЭС временно не принимали (стройку приостановили). Тогда я дал согласие ехать на строительство автодороги Ак-Довурак - Абакан (из Тувинкой АССР через Саяны). Покупаю билет на автобус и по горной дороге еду в г. Кызыл, а затем в Ак-Довурак.
     Дальше надо было ехать в горный рабочий поселок - на передовую строительства. Подумал, что там не будет условий для подготовки в ВУЗ. Передумал еще раз и устроился механиком на комбинат по производству асбеста (первая очередь работала, вторая строилась). Комбинат был самый крупный в СССР. Дорога специально строилась для вывоза асбеста в Абакан. Работал в течение года и решал, куда поступать. Год был насыщенным. В свободно время занимался в секции тяжелой атлетики, в художественной самодеятельности, занимался в библиотеке, совершал со знакомыми походы в горы.

     Весной местное ГАИ привлекло меня как специалиста для проверки автотранспорта, и мы колесили по горным аулам и дорогам. В горах раньше не был, и все вызывало особый интерес. К примеру, дорога вьется по горному серпантину, на ней с трудом разъезжаются два автомобиля. Ограждений никаких нет (дорога строилась). С одной стороны отвесная скала, а с другой пропасть - темнота внизу. С непривычки дух захватывает.

     Однажды, листая справочник для поступающих, задержал свой взгляд на университете города Владивостока, где было прописано отделение океанологии. Вот тот роковой момент! А мог бы и не обратить внимания. Название отделения показалось со звучным термину геология. Решил, что то же самое, но только в океане. А в океане - значит на судне, не по тайге бродить - и мое зрении не будет препятствием. Решение было принято: еду во Владивосток!
     В июле 1966 года сажусь на самолет до Красноярска, а дальше поездом до ст. Угольной. Таким образом, впервые проехал по транссибирской магистрали до Владивостока. Город меня удивил и поразил! Едешь на электричке - рядом Амурский залив, едешь на трамвае - бухта Золотой рог, на сопку заберешься - весь город как на ладони. Погода была жаркая и влажная, что для меня непривычно.
     Первый штурм ДВГУ-океанология оказался неудачным: не набрал нужное количество баллов. В очередной раз: что делать? Принял решение устроиться на работу и штурм повторить на будущий год. Во Владивостоке не прописывали. Тогда я сел в автобус и уехал в г. Находку. Оформился механиком в СУ "Трансвзрывпром". Организация занималась электрофикацией железных дорог в Приморье. Жил в общежитии. Столовая рядом, а работа через дорогу. Мне даже предлагали как молодому специалисту получить однокомнатную квартиру, но я по глупости отказался.
     Режим дня у меня всегда расписывался строго. Утром обязательно зарядка с пробежкой по сопкам и купанием. После работы: секция тяжелой атлетики в клубе моряков или драмкружок, секция аквалангистов, читальный зал библиотеки.
     Город понравился, как говорится, я в него вписался. С ребятами из секции тяжелой атлетики у меня сложились дружеские отношения: вместе занимались, ходили на танцы, отмечали праздники. Много приятных воспоминаний, которые заслуживают отдельного описания. В трудах и заботах прошел целый год, и вот я вновь на сопках Владивостока.
     Повторный штурм был не простой, но победный! Первой сдавалась профилирующая дисциплина - физика. Взял билет. Выполнил задания и рассказываю, но мне ставят четыре. Заявляю свое несогласие. Принимали два молодых преподавателя, которые были потом с нами в колхозе. Предложили дополнительно решить пять задач. Решил - поставили пять! Поскольку у меня был диплом с отличием, то от остальных экзаменов я освобождался автоматически. Комиссия меня поздравляет с зачислением, и я еду в Находку за расчетом.
     Покупаю билет на поезд и домой на побывку. Путь от Владивостока, а практически до Москвы за все время преодолевал раз десять. Пока учился - каждый год.
     Поступил - это хорошо, но как выживать? На первом курсе я не работал. У меня оставались сбережения от работы в Находке и то, что собрали дома родители и родственники. Вся сумма была положена на сберкнижку и помесячно расписана. После первого курса, в 1968 году, работал в составе студенческого отряда в порту Анадырь на Чукотке. Работали грузчиками по 12 часов в сутки (разгрузка грузов с теплоходов на плашкоуты, а затем на берег). От мешков и ящиков кисти рук были в мозолях, а руки ныли всю ночь и не давали спать. Через месяц втянулись в ритм и стали дополнительно подрабатывать после основной работы. Долбили мерзлоту, рыли траншеи под прокладку кабелей.
     Отработал четыре месяца. Схема та же: деньги на сберкнижку и помесячно. Домой в Шарью поехал в зимние каникулы - самолетом до Москвы. По договоренности здесь состоялась важная встреча с моей будущей женой. Нам повезло: самолеты из Владивостока и Калиниграда прибыли в Домодедово одновременно, и встреча произошла неожиданно и случайно прямо в аэропорту: она идет и я иду ей навстречу. Отдельная тема, как знакомились с Москвой (в письмах все уже было согласовано, даже посещение Большого театра), а потом поехали в Шарью.

     После второго курса, в 1969 году, работал в экспедиции в устье р. Амура и Татарском проливе. Базировались в г. Николаевске-на-Амуре на устьевой станции. Добирались через Хабаровск и теплоходом по Амуру. Экспедиция была организована кафедрой океанологии, и возглавлял ее Чаленко. Велись гидрологические наблюдения, в том числе измерялись скорости течений, а также мутность и цветность.
     Год 1969 был в моей жизни особый. По окончанию экспедиционных работ сразу выехал в Хабаровск, где должен был встретить свою будущую жену. И вот долгожданный день наступил - встречаю на перроне вокзала. Знакомимся с Хабаровском и едем во Владивосток. Осенью студенческая свадьба и начало отсчета моей семьи. С этого момента работал постоянно, но со сменой мест. Режим посещения занятий у меня был свободный, но занятий старался не пропускать.

     Годы жизни во Владивостоке - это самые лучшие годы. Здесь родились мои дочь и сын, а значит, это их родина. Годы учебы, годы работы в ДВНИГМИ, учеба в аспирантуре - это период поиска, творчества, саморазвития. У меня были дружественные отношения со всеми сотрудниками океанографического отдела. В комнате, где было мое рабочее место в течение 7 лет, а также моих сотрудников и Ластовецкого Е.И., всегда была дружественная обстановка.
     Здесь же во Владивостоке в1973 году моя жена закончила институт (филиал московского института советской торговли им.Плеханова). Прикипели основательно. В 1973 году купили дом на ст.Угольной, а через пять лет имели ордер на двухкомнатную кооперативную квартиру.
     Память прочно хранит минуты волнений при расставаниях и радость встреч при возвращении из рейсов. Вместе с тем, в этот период была масса семейных бытовых трудностей. Рядом не было никого из родственников, а я периодически уходил в рейсы, и жена с детьми оставалась одна. Часто болели дети и особенно сын. В результате однажды произошла чрезвычайная ситуация и заболела жена. Семью вывез на родину в1981 году, а сам оставался в течение года во Владивостоке. За этот период дважды ходил в рейсы.

     Расставание с Владивостоком было в1982 году со слезами на глазах - как будто оборвалась струна. Но меня ждала семья, и это стало единственным и главным в жизни. Финансовые трудности и дороговизна билетов сегодня не позволили навестить "Прекрасное далеко". Криминал, захвативший и разгромивший Россию, лишил возможности большинство граждан свободно передвигаться по своей собственной стране.

***
Copyright © 2001 - 2015 г. Николай ДЕНИСОВ denisovn@narod.ru
При использовании любых материалов сайта ссылка на dvnigmi.narod.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев


Hosted by uCoz