Экспедиции ДВНИГМИ

          ДВНИГМИ

       Главная
       Структура:
          отделы,
          службы,
          лаборатории

       Наука:
          статьи,
          работы,
          монографии

       Флот:
          состав,
          характеристика,
          фото

       Экспедиции:
          описание,
          карты,
          маршруты,
          участники

       Техника:
          ракеты,
          приборы,
          оборудование

       История:

       Воспоминания:
          очерки,
          дневники,
          проза,
          стихи,
          приключения,
          случаи

       Фотогалереи:
          Денисов
          Жуков
          Куликов
          Линевич

       Наши коллеги:
       Разное:
       Гостевая
       Почта
       dvnigmi@narod.ru

  Воспоминания: очерки, дневники, проза, стихи, приключения, случаи
"Спецрейсы"



Эдвид ЛИНЕВИЧ
                                             


Здесь - фотогалерея от Э.Линевича (НИСП "Волна", "Прилив").
Линевич Эдвид

     Государственные чиновники наплевали на людей, которые в далёких семидесятых годах по особым заданиям работали на его оборону, и не важно был ли это СССР или Россия - его преемник. Из Владивостока в так называемые "спецрейсы" ходили корабли ДВНИГМИ к атоллу Муруроа (это архипелаг Французская Полинезия - бывшие Острова Россиян), где Франция производила испытания своих термоядерных зарядов - тогда их французы взрывали в атмосфере.

В этих рейсах я участвовал в составе экипажей НИСП "Волна" в 1973 году и НИСП "Прилив" в 1974 году старшим инженером по радиотехнике. Нашим флагманским кораблём там был НИС "Академик Королев". Рейсы длились полгода…

Считались секретными - это отдельная тема…

В районе работ мы, в том числе, контролировали направления атмосферных потоков. При этом, в отличие от " Академика Королева", "Прилив" и "Волна" непосредственно входили в контакт с продуктами "свежего" взрыва.

Однако термоядерные взрывы настолько мощные, что устойчивые тысячелетиями планетарные потоки на некоторое время беспорядочно меняли направления. Из-за этого, однажды "Волну" накрыл "горячий" след атмосферного взрыва. Это было ночью, в мою вахту (по морскому - "собачья вахта", с 4 до 8 часов утра).

Для настройки контрольных параметров радиозонда перед его выпуском мне необходимо было выходить на открытую палубу на несколько минут. Когда вышел, сразу понял, что-то не так… Воздух был по ощущениям таким, словно я оказался в густо пропитанном пылью мешке. Было трудно дышать…

Максимально сократил время настройки и вернулся в рубку своего локатора. Внутри корабля работала фильтровентиляционная система. Днём вид корабля поразил. Весь корпус из белого стал оранжево-бурым. В тропиках за ночь корпус остывает, на нём конденсируется влага, а в этот раз на ней осела радиоактивная пыль.

Корпус сильно "фонил". По приборным замерам уровень радиации более чем в десять тысяч раз (!!..) превысил естественный фон. Он был выше, потому что стрелка радиометра зашкаливала на максимальном диапазоне измерения… До окончания рейса каждый день матросы в хим. защите, при наружной температуре воздуха +40 градусов (!..), мыли корабль из брандспойтов.

При возвращении домой нас ещё хорошо помыли мощные штормы в зоне конвергенции - район встречи тропических и северных течений. Это зона постоянных планетарных штормов… У меня три месяца кровоточил нос - обжег его слизистую, потом прошло, а на открытой палубе я пробыл меньше минуты (!).

До конца своих дней "Волна" фонила. Её позднее передали на Украину, с припиской к Одессе.

За участие в спецрейсе было "поощрение за риск" - добавляли три валютных рубля - вместо 19,5 руб. платили 22,5 руб. (!..).

Ещё в девяностых неизменный начальник радиохимического отряда "Прилива" Игорь Лебединец пытался добиться чернобыльских льгот для участников или хотя бы официального признания важности работ дальневосточников во Французской Полинезии. Зам. капитана "Прилива" по науке В. Колесниченко тоже помогал. Игорь помимо краевых властей, был и в Дубне, и в Гидрометслужбе в Москве - всё было бесполезно. Чиновники ссылались на то, что у них во всех документах показано, что "Волна" и "Прилив" тогда занимались "обычными аэрогидрологическими работами".

Вот так секретчики и похоронили двести человек. А ведь мы после каждого рейса рассылали по разным "ящикам" шесть копий отчетов. Куда они делись?...

В настоящее время от 116 человек экипажа "Прилива", участников "спецрейсов", в живых лишь несколько человек. Насколько мне известно, участники северных ядерных испытаний получили льготы, аналогичные чернобыльским, а кто-то и награды.

Я дважды писал на имя В. В. Путина по этой теме во время его "разговора с народом": в первый раз из секретариата Кремля пришло извещение, что моё письмо переслали в МО. Почему туда и зачем, я не понял. Ответа из МО не было. Через год я повторно написал. В этот раз из кремлёвского секретариата даже не ответили… В итоге, пришлось плюнуть и забыть!

Ниже оригинал письма (2016г.):

"Уважаемый Владимир Владимирович

Я, Линевич Эдвид Иванович, после окончания института (ДВПИ, Владивосток) в 1971 году по свободному распределению устроился в Дальневосточный научно-исследовательский гидрометеорологический институт (ДВНИГМИ, Владивосток) в отдел морских экспедиций, в штат научно-исследовательских судов сначала "Волна", затем "Прилив" и работал там 1971-1985 годы. В 1973 году "Волна" и "Академик Королёв", а в 1974 году "Прилив" и "Академик Королёв" участвовали в так называемых "спецрейсах" к Французской Полинезии для слежения, измерений и изучения изотопного состава продуктов при ядерных испытаниях Францией в атмосфере.

Спецрейсы по факту считались секретными. В состав экипажей были включены специалисты из Ленинграда, Москвы, Дубны, Новосибирска и др. Это сейчас можно говорить, а тогда запрещалось интересоваться, кто и откуда, куда идём, чем будем заниматься. Запрещалось заходить в любые лаборатории, кроме своей. Ограничивалась связь с Родиной: только через секретчика и только определённые тексты…

В девяностые годы начальник радиохимического отряда "Прилива" И. Лебединец и бывший зам капитана В. Колесниченко пытались добиться хоть каких-нибудь льгот для бывших участников спецрейсов, но ничего не получилось.

В разных официальных учреждениях ответ был один: в документах указано, что в этих рейсах "Волна" и "Прилив" выполняли обычные аэро-гидрологические работы.

Но тогда зачем была нужна такая секретность? Разве может быть рейс "обычным", если, например, "Волну" накрыл горячий след очередного ядерного взрыва. Это случилось ночью во время моей вахты. Наутро весь корпус "Волны" вместо белого стал ярко оранжевого цвета. Дозиметры показывали, что уровень радиации превышает безопасный в десять тысяч раз!!...

Я знаю, что многие участники тех рейсов не дожили до 50 лет. Мне сейчас 67 и мне неизвестно, есть ли кто ещё из живых членов тех экипажей. Мне уже не надо никаких льгот. Но мне также известно, что участники подобных рейсов на север отмечались памятными знаками, имеют свои форумы…

А вот о работе дальневосточников на оборону страны ни кому не известно. Секретность, по сути, "похоронила" для граждан России историю спецрейсов кораблей "Волна", "Прилив", "Академик Королёв" в 1973-1974 годах.

Владимир Владимирович, обращаюсь к Вам с просьбой посодействовать восстановлению памяти о спецрейсах этих кораблей.

[Мои реквизиты]."


***


Copyright © 2001 - 2015 г. Николай ДЕНИСОВ denisovn@narod.ru
При использовании любых материалов сайта ссылка на dvnigmi.narod.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru