Воспоминания: очерки, дневники, проза, стихи, приключения, случаи
НИС "Академик Королев"
НИС ДВНИГМИ
Порт приписки - Владивосток
"Во стольном граде Висмаре
Корабль был как-то выстроен
Названьем "Академик Королев".
На этой хитрой штуке
Сошлись мужи науки
В количестве поболе ста голов.
Орудуем приборами,
Владеючи которыми,
На кванты можно бога разложить.
Но то ли нет терпения,
Но то ли нет везения,
Но то ли хочет бог еще пожить.
А мы ведь, братцы, люди,
Мы тоже женщин любим
И пьем вино, когда его дают.
Вина здесь, правда, мало.
Здесь надо быть нахалом,
Нахалы - те и спирта достают.
Ну что же, будем верить,
Что скоро будет берег,
Где будет все, чего здесь не дадут.
По старой по традиции,
Придя из экспедиции
И прочно утвердившись на земле,
Всех вспомним добрым словом
И будем ждать, что снова
Сойдемся вместе здесь на корабле!"
Николай Денисов:
Эту песню я услышал на борту "Океана" в своей каюте
от гостей-королевцев в 1974 году.
Автора не знаю
Нам письмо:
26.07.2012 10:43
Артур Зорин:
Здравствуйте.
Я работал на НИС "Академик Королёв" с 1969 по 1972 г инженером ЭВМ. Песню написал Леонид Эрдман -
тогда сотрудник ИПГ АН СССР.
Всем здоровья и удачи.
ЗАЖГЛИСЬ КРЕМЛЯ НЕОНОВЫЕ ЗВЕЗДЫ,
И ВСЯ СТРАНА СЕЙЧАС В ВОЛНЕНЬЕ ЖДЕТ,
КОГДА КУРАНТОВ БОЙ В ЧАС ЭТОТ ПОЗДНИЙ
ОБЪЯВИТ,ЧТО ПРИШЕЛ К НАМ НОВЫЙ ГОД!
ПУСТЬ ЭТОТ ПРАЗДНИК МЫ СЕГОДНЯ СНОВА
ВСТРЕЧАТЬ ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ ДОЛЖНЫ.
ПОРУКОЙ ФЛАГ НАД МАЧТОЙ "КОРОЛЕВА ",
МЫ НЕ ЗАБЫТЫ ЕЙ, МЫ ЕЙ НУЖНЫ!
ДА, НОВЫЙ ГОД В КРУГУ СЕМЬИ ВСТРЕЧАЮТ,
И МЫ ГОРДЫ, ЧТО ЭТОТ ПРАЗДНИК НАШ
НА "КОРОЛЕВЕ" ТОЖЕ ОТМЕЧАЕТ
ОДНОЙ СЕМЬЕЙ ВЕСЬ ДРЖНЫЙ ЭКИПАЖ.
ЗА ОТЧИЙ ДОМ, ЗА ШАПКИ СНЕЖНЫХ СОСЕН
И ЗА МОРОЗНЫЙ С СИНЕВОЮ ЛЕС
БЕЗ КОЛЕБАНЬЯ ТРОПИКИ МЫ БРОСИМ
И ОТДАДИМ ВПРИДАЧУ ЮЖНЫЙ КРЕСТ.
НО ОКЕАН - ОН СОЗДАН ДЛЯ ОТВАЖНЫХ,
И В ЭТОТ ВЕЧЕР НАШЕ МЕСТО ЗДЕСЬ!
ТАК ПУСТЬ ЖЕ БОЙ КУРАНТОВ СПАССКОЙ БАШНИ
ЗВУЧИТ ХОТЯ Б ЧУТЬ-ЧУТЬ И В НАШУ ЧЕСТЬ!
ГОНИТЕ ПРОЧЬ ТРЕВОГИ И ОБИДЫ,
ПОДНИМЕМ ТОСТ ЗА ТОРЖЕСТВО ПОБЕД,
ЗА ТЕХ, ЧЬИ ВАХТЫ В МОРЕ, В АНТАРКТИДЕ,
ЗА ТЕХ, КОГО СЕГОДНЯ С НАМИ НЕТ!!!
Егоров Борис
Источник: "Природно-ресурсные ведомости", М. Ципоруха,
капитан I-го ранга в отставке:
В 1966 году "Академик Курчатов" стал головным в серии НИС, построенных на судоверфи в Висмаре.
В период 1966-1968 гг. там
были построены однотипные НИС: "Профессор Визе", "Профессор Зубов", "Академик Королёв", "Академик Ширшов" для
Гидрометеослужбы,
затем "Академик Вернадский" для Морского гидрофизического института Академии наук Украины,
"Дмитрий Менделеев" для Института океанологии.
В дальнейшем были построены еще четыре подобных судна для других
ведомств страны.
1966 год вошел в историю отечественной морской науки как год смены лидера в исследовательском флоте. Ветеран "Витязь"
- флагман научного флота СССР с 1949 года - уступил своё почетное звание новому универсальному экспедиционному судну
"Академик Курчатов", предназначенному для комплексных океанологических исследований.
Это был поистине плавучий исследовательский институт, где в корпусе длиной почти 125 м разместились 24 научные
лаборатории для проведения исследований по физике моря, атмосферы и космического пространства, физике Земли,
геологии океанского дна, химии и биологии океана. Кроме этого, на судне имелось множество вспомогательных научных
помещений: вычислительный центр, фотолаборатория, хранилище коллекций и сборов, чертежная и др.
При постройке судна лаборатории были неплохо оснащены научной аппаратурой, в число которой входили эхолоты
различных диапазонов для непрерывной регистрации как малых глубин, так и глубин в океанских желобах,
фототелеграфная аппаратура для приёма синоптических карт, дистанционные метеостанции, сейсмографы, регистраторы
температуры и солёности забортной воды и многое другое. Для исследования космических лучей на судне установили
азимутальный телескоп и нейтронный супермонитор. Быстрая обработка в рейсе огромного числа измерений физических
параметров обеспечивалась работой судовой ЭВМ.
Некоторые исследовательские лебедки были не тросовые, а кабельтросовые, то есть с их помощью учёные могли опускать
на глубину исследовательские зонды, информация от которых по кабелю передавалась на борт судна. В средней части
корпуса находилась шахта диаметром 700 мм с отверстием в днище. Через неё при любой погоде можно было опускать
за борт на глубину научные приборы.
Судно обладало высокой маневренностью за счёт использования носовых и кормовых подруливающих устройств, что
облегчало выполнение сложных маневров при производстве работ в океане. Активные успокоители качки уменьшали её
в 3,5 раза и обеспечивали более комфортные условия для работы ученых даже во время шторма.