Экспедиции ДВНИГМИ
Морские экспедиции СССР и России. Экспедиции ДВНИГМИ.

          ДВНИГМИ

       Главная
       Структура:
          отделы,
          службы,
          лаборатории

       Наука:
          статьи,
          работы,
          монографии

       Флот:
          состав,
          характеристика,
          фото

       Экспедиции:
          описание,
          карты,
          маршруты,
          участники

       Техника:
          ракеты,
          приборы,
          оборудование

       История:

       Воспоминания:
          очерки,
          дневники,
          проза,
          стихи,
          приключения,
          случаи

       Фотогалереи:
          коллективы НИС
          личные фото

       Наши коллеги:
       Разное:
       Гостевая
       Почта
       dvnigmi@narod.ru

  Воспоминания: очерки, дневники, проза, стихи, приключения, случаи
"Столкновение"
              Рассказ

НИСП "Океан", 13-я экспедиция, 1975 год

Николай ДЕНИСОВ
                                              Об авторе
Николай Денисов

      Туман стоял обложной. Научно-исследовательское судно "Океан" двигалось в сплошной пелене, и с мостика не было никакой ориентировки. На бак послали для наблюдения матроса, который время от времени переговаривался со штурманом по спикеру. Корабль шел с обоими включенными локаторами. Зима, февраль; палубы, поручни, надстройки и даже колокол на мостике - все обросло слоем льда.

     Курс "Океана" пролегал на север. Но не как всегда, по меридиану с исследовательскими целями, а в зону промысла дальневосточного рыболовного флота, к острову Кадьяк в районе Аляски. Там в означенных координатах находился транспортный рефрижератор "Остров Ушакова", согласившийся поделиться топливом - две недели назад при заходе в канадский порт Ванкувер получить его по какой-то причине не удалось.
      Еще до начала связки начальник синоптического отряда принес кэпу принятую по радио факсимильную карту и сообщил, что надвигается центр циклона. На немой вопрос главного синоптика, стоит ли спорить со стихией, капитан Мельников, за глаза "папа" или "Юра", в свои неполные сорок лет рисковый по натуре, процедил:
      - Надо, Витя, надо, - и назначил-таки вести прием топлива. Тянул до последнего.
      Перед полночью стало совсем невмоготу: качка усилилась, корабль швыряло - того гляди оборвет шланг или, не дай бог, произойдет столкновение - матросы шланг сбросили.

     
Как зачастую бывает, сначала проблемы решаются простым путем, а потом правильным. Потратив несколько часов на сближение, промучившись с приемкой шланга и так и не перекачав нужного количества топлива, капитаны договорились идти на северо-восток, к Аляске, под прикрытие американского берега, где штормило не так сильно. Огни "Острова Ушакова" медленно удалялись, за пеленой мокрого снега казавшиеся размытыми.
      До места «стыковки» предстояло пройти более трехсот миль. И если по спокойному морю такое расстояние преодолевалось за сутки, в жестокий шторм говорить о сроках ... Сроки удлинялись...

   ...Судно медленно и круто взбирается на волну и затем, обнажив нос, стремительно падает в бездну. В момент удара передней части о воду оно содрогается всем корпусом, вибрация бежит к корме и долго не успокаивается - ощущение, что судно вот-вот переломится... К слову, это была 13-я экспедиция "Океана", хотя на ее номер никто никакого внимания не обращал. Однако полученное недавно сообщение НАВИМ (навигационное извещение мореплавателям), что на Каспии в подобных условиях разломились пополам два танкера "Волгонефть", радости не прибавляло.
      Двери на палубу задраены, выход запрещен. Ночью не все свободные от вахты могут уснуть - хотя у койки, как у колыбели, подняты бортики, тело скользит по ней вперед-назад, пока его хозяин не упрется в переборки головой и ногами. Но так не долго терпится. Кого-то мутит, даже второй штурман, несущий самую тяжелую - «собачью» - вахту (с нуля до четырех утра), достает из кармана "аэрон".
      На завтрак в кают-компанию и столовую приходят немногие. В каютах темно - на иллюминаторы навинчены броняшки - в палец толщиной металлические крышки, но при ударе волны вода все равно брызжет из-под них ручьем. Даже вызванный на помощь матрос, используя монтажку, не может устранить течь.
      С мостика видна толчея огромных водяных холмов, не имеющих ни определенного направления движения, ни какой-нибудь упорядоченности. Брызги от разбивающихся о форштевень волн летят в иллюминаторы рубки, и вахтенные невольно вздрагивают, когда они ударяются о стекло перед самыми глазами. Через обычные иллюминаторы плохо видно, и штурман включил вращающиеся. Выдвинутая с бака вперед в виде бушприта стальная ферма-стрела для научных приборов, такая обтекаемая, не выдержала ударов стихии и крючком изогнулась вверх. На баке сорвало волной ящик с переговорным устройством, и он катается, искуроченный, по палубе. Матрос оттуда уже давно отозван и стоит на подветренном крыле мостика, завернувшись в прорезиненный плащ и спрятавшись за край рубки.
      Громадные валы "выше нашего сельсовета", как пишут первогодки домой в деревню - высотой более десяти метров накатываются на судно, и тогда оно, не успев подставить волне нос, проваливается в пучину, заваливаясь на борт. Крен достигает тридцати восьми градусов - совсем немного до критического. Вместо страха какое-то возбуждение и азарт: корабль, наклонившись, на секунды замирает, и сознание щекочет мысль: пойдет ли он обратно... Ощущение на мостике в разъяренном море - как на ралли при бешеной скорости или скачках на диком жеребце: руки на поручнях, и только успевай удерживать равновесие. В штурманской летят на пол карты, линейки, циркули...

Нелегко экипажу - качка изматывает. Все работы - только по минимуму - только по управлению судном. Ремонты - в крайнем случае. Матросы при необходимости выйти на палубу надевают монтажные пояса и пристегиваются к тросу. Волна заливает даже шлюпочную палубу, вода кипит. Белая пена с гребней волн стелется почти горизонтально. Чайки не могут вылететь против ветра. В другое время такие виртуозы, они, измучившись, срываются с ритма полета и врезаются в гребни...
      В прямой видимости берега волнение уменьшилось, "Остров Ушакова" уже находился в условленном месте. Была вахта старпома. На руль встал любимый матрос кэпа, его ровесник Миша Аскаров, понимавший капитана с полуслова, и поэтому Мельников всегда швартовался только с ним.
      Начало швартовки было хорошее, "Океан" медленно приближался к "Острову Ушакова" слева сзади. В нужный момент старпом, как и положено, чтобы свести угол между судами на нет, скомандовал:
      - Лево руля!
      "Океан", напротив, поворачивался вправо, будто собираясь таранить рефрижератор: Миша крутил штурвал не в ту сторону! Все, кто был на мостике, ощутили это, кроме Миши. Он же (вероятно, сказалась напряженная бессонная ночь) с усердием, будто так и надо, "валил" судно на правый борт.

      - Лево руля!!! - закричал уже капитан, врезал матросу по затылку и унижающе выругался. В сердцах оттолкнув Мишу от рулевой колонки, он рявкнул:
      - Вон с мостика!
      Зло бросил старпому:
      - Быстро к штурвалу!
      Штурман, к тому же первый штурман, встал на руль. Капитан весь кипел. Старпом побагровел, злясь на себя, на матроса, на неудачу. С ним, пожилым опытным моряком, из-за оплошности матроса младший по возрасту капитан обошелся как с мальчишкой! По рации с "Острова Ушакова", где уже поняли, что "поцелуя" не миновать, несся отборный мат.

      Борт рефрижератора, на котором в качестве кранцев висело несколько огромных (от "БелАЗа") автопокрышек, неотвратимо приближался. Развешанные редко кранцы не помогли - нос "Океана" врезался в кран-балку, на которой висела шлюпка, смял ее, прижав шлюпку к надстройке. Затем по ходу сорвал несколько бортовых стоек и покорежил борт. Со стороны «Океана» обошлось без потерь: спас высокий ледокольный форштевень, приняв удар на себя. Правда, кто-то в каютах набил шишек да моторист в машинном отделении стукнулся о железяки.

      После швартовки кэп, прихватив из артелки подарки (а прихватить было что - недавно из Ванкувера), отправился к капитану "Острова Ушакова" пить "мировую". Надо сказать, работяги - рыбаки, транспортники, особенно кто не ходил за границу, белые пароходы - "науку", гуляющую по всему миру, недолюбливали. "Остров Ушакова" же был "невыездной".
      Вернулся Мельников к вечеру, объявил о цене: отдать пару баллонов ацетилена (для ремонта порушенного), столько-то водки (из его представительских запасов) да ящик свежих ванкуверских огурцов. Плата за топливо была отдельной.

      Когда, взяв солярку и сбросив швартовочные концы, "Океан" начал отходить, разомлевшие ушаковцы, уже бывшие под «мухой», вытащили на палубу свой подарок - ящик селедки. Но добросить на борт судна не смогли - ящик полетел в пучину...

                                             * * *


Copyright © 2001 - 2015 г. Николай ДЕНИСОВ denisovn@narod.ru
При использовании любых материалов сайта ссылка на dvnigmi.narod.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев
Hosted by uCoz