Научно-исследовательский флот СССР - первый в мире по количеству - практически уничтожен. И в ДВНИГМИ осталось только полтора морских судна (один из нис полгода занят перевозкой туристов). Флот, при благоприятных условиях, ещё можно воссоздать (хотя и в меньшем на порядок числе). Но ушедшую, подготовленную многими годами, элиту экспедиционного состава уже не восстановить - нет преемственности поколений и упущено время.
В ДВНИГМИ был хорошо подготовленный экспедиционный состав, способный решать разнообразные задачи исследований океана и атмосферы. Усилиями директора ДВНИГМИ (здесь можно провести сравнение обстановки с ИОАН и ААНИИ) флот, элиту экспедиционного состава и учёных удавалось сохранять долгое время. Но всё когда-нибудь кончается… От судов не осталось ни одного судового колокола, ни одного штурвала. . .
Теперь важно хотя бы сохранить память о флоте. И прежде всего - память о людях.
Из уважения к тем, кто работал тогда и не сдался теперь, и подготовлена эта книга.
Первоначально я писал её как справочник (списки людей). Но потом свои собственные суждения стали проситься на бумагу. "Мои мысли неинтересны никому, кроме жены, да и она всё чаще отказывается их слушать" (М.Жванецкий). Так я и внедрил их в текст сухого справочника. Читатель, который ищет только имена, может пропускать мой анализ.
Все схемы экспедиций построены Владимиром Борисовичем Гречищевым. Он также дал несколько полезных дополнений и замечаний. Я бы с удовольствием включил его соавтором. Но, сознавая возможные отрицательные последствия для автора, пока буду принимать все замечания и уколы на себя.
Дорогой мой Читатель, свои Замечания по тексту не присылай - я просто не успею их внести. Я сделал то, что мог, и пусть другие сделают лучше.
Спасибо всем, кто помогал мне.
1.1. С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ И ПОЧЕМУ НЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ
Эта работа (составление общего списка участников рейсов на 13 морских судах ДВНИГМИ) появилась случайно, но, появившись, она уже не уходила и теперь представляется мне нужной. Здесь требуется пояснение.
Я недолгое время (в 1993-1994гг) был начальником центра данных ДВНИГМИ (официально и центра ещё не было, но два человека уже работали). Дело было для меня не новое. Новым было только то, что начинать приходилось с нуля. При перестройке данные, накопленные ранее в ДВНИГМИ, были уничтожены. Старые носители (магнитные ленты) были выброшены, а на новые (дискеты персональных компьютеров) их своевременно не перенесли. Отделы сокращались и всё выбрасывалось... Грамотно отступать не все умеют…
Я занимался проблемой качества: в ДВНИГМИ думали, что их данные - хорошие, а я уже знал, что это не так (хотя оно было намного выше, чем качество данных других организаций региона). Собрав вместе более сотни измерений на разрезе Владивосток - Цуруга (их проводили все или почти все суда, возвращавшиеся во Владивосток), я сравнил их с иностранными того же места и времени. Хотя эту работу мне довести до публикации не удалось (когда меня заменили на более лучшего, мне пришлось заниматься другими темами), но доказательно понял, что большинство станций ДВНИГМИ в Японском море можно просто выбросить из-за ошибочной солёности. Да и измерения температуры часто (например, нис "Академик Королёв") были явно ошибочными. Ужасно, но это так. В районах с большими перепадами значений параметров (например, на Субарктическом фронте или на Куросио) такие измерения приемлимы (анализ допускает определённые ошибки). Но не в Японском море, где пространственные изменения параметров невелики и нужны измерения повышенной точности.
Причина таких несоответствий (наших и иностранных данных) не в неумении или нерадении исполнителей (хотя можно иногда предположить и такое). Главная причина - в качестве и точности приборов, методов, качестве нормальной воды, неверном распределении экспедиционного времени и отсутствии послерейсовой ("задержанной") обработки и анализа. До сих пор в ДВНИГМИ не проводятся поверки зондов, которыми измеряются параметры морской воды. Не только перед каждым рейсом (как в любой организации любой страны), но просто ни разу в год... Никогда. Ну, нет поверочного стенда ни в одной из почти десятка владивостокских мореведческих организаций. В ТИНРО вроде пыталась какая-то светлая голова устроить стенд, но что-то там не заладилось, и официально тот стенд не работает. Так и измеряем неизвестно что...
Я считал, что ДВНИГМИ нужно срочно производить новые качественные данные и прежде всего в Японском море. А старые данные - перебрать и отделить качественные от тех, солёность которых неверна. Вместе с помощницей (имя, к сожалению, я забыл, помню только, что эта была хорошенькая кореянка) я начал с составления каталогов (экспедиций и рейсов) и с контроля солёности данных экспедиций ДВНИГМИ на разрезах.
Каталоги составил. Один Каталог - разрезов Японского моря - здесь не приводится - он полезен только для оценки качества данных.
Второй из них - каталог рейсов - полезен и здесь, так как содержит даты начала - конца экспедиций, количество океанографических станций в рейсе и, упрощённо, район работы. Поэтому он здесь приведен (в приложении). Логично было бы дополнить этот каталог схемами маршрута и расположения станций. Но, как оказалось, для получения данных (в данном случае, координат-времени) мне (зав.отделом океанографии) требуется проходить такую же процедуру, что и работнику другой организации (например, ТОИ ДВО) - письменно просить директора института и обосновывать - для чего. Рейсов много, работа даже по поиску - большая (т.е. запросов и поисков должно быть много), а такой рабочей темы в институте нет… А унижаться мне не хотелось никогда. Но удача идёт к тем, кто работает. В.Б.Гречищев разрешил привести здесь схемы рейсов, которые он построил. Так что каталог рейсов здесь дополнен схемами рейсов.
В пользовании данными много интересного (глупостьи). Все отчёты наших судов (1-2-й экземпляр) направлялись в обнинский ВНИИГМИ. Оттуда все другие организации могли и могут получать любые наши данные. Но уже за плату (и ДВНИГМИ может получать свои же данные на общих основаниях - тоже за плату). Повторяю: мы данные на носителе обязаны посылать во ВНИИГМИ бесплатно, а получать свои же данные можем только за деньги. Такой несправедливый порядок был установлен в интересах ВНИИГМИ ещё в докапиталистическое время. Естественно, что другие ведомства данные во ВНИИГМИ не посылали, не посылают (или посылают в обмен на другие данные (наши).
1,2 ДАННЫЕ МОРСКИХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
Ещё интереснее для меня оказалась невозможность проанализировать метеоданные - почему-то в файлах океанографических станций их не было. Координаты, время, температура и солёность есть, а параметров состояния приводного слоя атмосферы на этой же станции нет. Может быть, их хранили отдельно, а, может быть, они совсем не заносились.
А последние 20 лет в экспедициях "Павла Гордиенко" и "Профессора Хромова" метеопараметры измеряются не в начале станции, а в целые часы -21.00, 22.00, 23.00 или в синоптические сроки. Но они хоть измеряются. Другие суда уже и не измеряют метеопараметры.
С 1991г государство заметно ослабело, усилилась и региональная и межведомственная отчуждённость. Штурмана морских судов перестали посылать в береговые центры простые метеоданные (давление и температуру). Им неоплачиваемая дополнительная работа по измерению давления и температуры воздуха не нужна. Стране нужна, им - нет. А иностранные штурмана эту простую работу делали и делают (бесплатно). Ведь, морские параметры без метеорологических НЕПОЛНЫ. И ценность морских метеонаблюдений (хотя бы давления и температуры воздуха) велика (автоматических станций погоды и стационарных судов погоды в Тихом Океане мало).
И зачем только министры вместе собираются (ежедневно, судя по ТВ), если не для решения межведомственных дел (здесь именно межведомственная проблема).
После перестройки уже и суда ДВНИГМИ перестали посылать (и делать) морские метеорологические измерения. Не посылают даже сейчас, когда судов осталось мало. Не посылают даже в свой центр прогноза погоды.
Занесение метеоданных Японского моря (совместно с океанографическими) я не закончил по той же причине - меня перебросили на другую тему, а свободное время на это я тратить не мог.
1.3 РЕЙСОВЫЕ ФОТОГРАФИИ
Зато свободное время я иногда трачу на поиск и ретуширование рейсовых фотографий. Работая с отчётами, я обнаружил, что в отчётах нет рейсовых фотографий (а они есть в любом судовом отчёте "Витязя"). Если их и делали, то в отчётах никогда не помещали. Почему - неясно (в штате фотограф был и на судне фотолаборатория была). Полагаю, что просто потому, что никому не хотелось дополнительной работы, а их обязательность нигде не была прописана. Потому никто в стране сейчас и через 100 лет не будет знать, как выглядели те, кто умер в ледяной воде на "Гидрологе" в феврале 1968 и кто умер, отравившись метиловым спиртом в Колумбии летом 1974г.
Отсутствие фотографий означает только то, что у государственного института (значит, у государства) не было желания запоминать свою историю. Потому и газеты не содержали описания основных событий, происходивших ежедневно в городе и в стране. Потому наши газеты были тонкими (4 полосы), а иностранные (даже самого малого городка) - толстыми (8-16 полос). Сейчас (из-за интернета) разрыв в размерах публикуемой информации начал понемногу сокращаться. Но не всё уже можно восстановить - кое-что потеряно навсегда. Например, мы теряем с каждым годом ненаписанные воспоминания ветеранов (если ясно не заявить в заинтересованности, их и не напишут).
Не было (и нет) фотографий участников каждого рейса. Не было предусмотрено инструкцией и не было традиции.
Не было (и нет) в Институте традиции общего фотографирования в конце года. Нет фотографий ни капитанов, ни учёных… Фотографии Г.М.Бирюлина - наиболее заметной личности (учёного, штурмана и писателя) института найти невозможно уже сейчас.
Хотя общие фотографии участников рейсов и не во всяком рейсе делалась, но всё же такие ценные документы истории были. Хоть фотографии и не каждой лаборатории делались, но и они есть. Их НУЖНО искать, заносить, публиковать. Спасать нужно не только данные (их спасение рекомендуется ЮНЕСКО), но и нашу историю.
1.4 ПОЧЕМУ РАБОТА НЕ ЗАКОНЧЕНА
Я сам начал заносить списки участников рейсов из 1-х томов в свой компьютер (и в них ошибок, например, в инициалах, не было). Потом мне помогали наши дамы (и потому в инициалах мне встречались неточности). Эти списки не содержали фамилии команды (большей части штурманов, механиков, врача и артельщика). Но фамилии "науки" - там были.
Я стал редактировать списки (переносить из .exl в .txt, убирать ошибки, приводить к одному формату, собирать общее и выделять частное). Так как я занимался этим в отходах времени, то растянулась эта работа надолго. Я так и не смог найти многих 1-х томов, но недавно решил незаконченный труд опубликовать - просто я не надеюсь его закончить. Мне уже 61, через месяц будет 62, а это значит, что по статистике я уже три года как умер. Другим потом будет легче закончить. Если первые тома с недостающими данными не найдутся, то, вероятно, можно найти рейсовые донесения... И обящательно нужно искать рейсовые фотографии. Но я этим уже заниматься не буду.
"Публиковать" в моём понимании означает переплести в 2 экземплярах. Читателем этого труда я вижу своих однокурсников.
1.5. КАКИЕ РЕЙСЫ НЕ УЧТЕНЫ
Мной рассмотрены рейсовые отчёты только 13 основных судов ДВНИГМИ, 1-е тома которых (4-5 экземпляр) есть в Архиве Института.
Сведений о людях, работавших на судах до 1966г (кроме "А.И.Воейкова" и "Ю.М.Шокальского"), я не имел. Возможно, что они хранятся в архиве ПУГМС (если это так, то логично архивы объединить). Нет у меня сведений и о нис "Георгий Матвейчук" (В.Б.говорит, что они есть в Архиве). "Георгий Матвейчук" построен в 1976г, работал в ДВНИГМИ в 1977-1990гг.
Сведения об участниках рейсов, начатых позднее июля 1991г (когда большинство судов стало на длительную стоянку), не рассматривались.
Мной составлен общий список участников 421 рейса из 512, что составляет примерно 82.2%. То есть примерно пятая часть участников рейсов не упомянута из-за отсутствия в архиве отчётов.
В таблице ниже приводятся номера рейсов судов, 1-е тома которых отсутствовали 20 лет назад и, соответственно, сведения из которых
не учтены в списках.
РЕЙСЫ, ОТЧЁТЫ КОТОРЫХ РАССМОТРЕНЫ
ПРИБОЙ ЕСТЬ 54 ИЗ 55 НЕТ 46 РЕЙСА
АКАДЕМИК ШИРШОВ ЕСТЬ 48 ИЗ 49 НЕТ 13,15 ("спецрейсы")
А.И.ВОЕЙКОВ ЕСТЬ списки участников 47 рейсов из 47 -
Ю.М.ШОКАЛЬСКИЙ ЕСТЬ 40 ИЗ 40 -
ВОЛНА ЕСТЬ 36 ИЗ 38 13 (а 19 и 29 рейсы объединили)
ПРОФЕССОР ХРОМОВ ЕСТЬ 32 ИЗ 32 -
АКАДЕМИК ШОКАЛЬСКИЙ ЕСТЬ 28 ИЗ 31 -
ВАЛЕРИАН УРЫВАЕВ ЕСТЬ 21 ИЗ 22 -
ВЯЧЕСЛАВ ФРОЛОВ ЕСТЬ 30 ИЗ 43 21 (21- "спецрейс)
ПАВЕЛ ГОРДИЕНКО ЕСТЬ 23 ИЗ 24 НЕТ 6
ОКЕАН ЕСТЬ 18 ИЗ 57 НЕТ 1-18
АКАДЕМИК КОРОЛЁВ ЕСТЬ 14 ИЗ 53 НЕТ 1-10,22,25-29,31-52
ПРИЛИВ ЕСТЬ 15 ИЗ 60 НЕТ 3-9,13,14,16,19,27-54
Суммарно, есть сведения из 421 рейса, а нет из 100.
Ниже приведены временные рамки отсутствующих рейсов (судно, рейс, начало и конец).
РЕЙСЫ, ОТЧЁТЫ О КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЮТ И НЕ УЧТЕНЫ
КОРОЛЕВ 01 09.07-30.10.1968
КОРОЛЕВ 02 23.01-31.03.1969
КОРОЛЕВ 03 17.07-23.09.1969
ОКЕАН 01 31.01-18.03.1970
КОРОЛЕВ 04 12.05-16.10.1970
ПРИЛИВ 03 17.06-16.08.1970
ПРИЛИВ 04 19.09-21.12.1970
ОКЕАН 02 30.09.70-14.1.71
КОРОЛЕВ 05 20.11.70-21.2.71
ПРИЛИВ 05 22.01-24.03.1971
ОКЕАН 03 25.05-17.09.1971 Аэрология
КОРОЛЕВ 06 26.05-03.10.1971
ПРИЛИВ 06 16.07-22.10.1971
ОКЕАН 04 04.11.71-18.1.72
ПРИЛИВ 07 14.12.71-01.3.72
КОРОЛЕВ 07 06.01-01.04.1972
ОКЕАН 05 19.02-27.04.1972
ПРИЛИВ 08 17.03-24.05.1972
КОРОЛЕВ 08 18.05-17.09.1972
ОКЕАН 06 03.06-07.08.1972
ОКЕАН 07 30.08-29.10.1972
ПРИЛИВ 09 02.09-18.12.1972
КОРОЛЕВ 09 11.01-12.03.1973
OКЕАН 08 06.02-02.04.1973
КОРОЛЕВ 10 23.04-29.05.1973
OКЕАН 09 27.04-03.08.1973
OКЕАН 10 06.09-20.11.1973
OКЕАН 11 06.12.73-22.1.74
ПРИЛИВ 13 22.01-05.04.1974
OКЕАН 12 23.04-30.11.1974
ПРИЛИВ 14 24.05-12.10.1974
ШИРШОВ 13 24.05-10.10.1974 аэрология
OКЕАН 13 09.01-20.03.1975
ШИРШОВ 15 30.04-25.12.1975 аэрология
ПРИЛИВ 16 07.05-01.07.1975
OКЕАН 14 12.05-03.07.1975
OКЕАН 15 27.07-05.11.1975
OКЕАН 16 25.12.75-25.2.76
ПРИЛИВ 19 07.05-16.08.1976
OКЕАН 17 09.06-20.09.1976
ОКЕАН 18 14.10.76-13.2.77
КОРОЛЕВ 25 04.04-15.08.1979
ПРИЛИВ 27 25.12.79-01.3.80
ПРИЛИВ 28 05.04-11.07.1980
КОРОЛЕВ 27 18.04-09.06.1980
ПРИЛИВ 29 06.07-03.11.1980
КОРОЛЕВ 28 08.07-05.11.1980
ПРИЛИВ 30 20.12.80-03.5.81
КОРОЛЕВ 29 15.04-13.07.1981
ПРИЛИВ 31 25.09-27.12.1981
КОРОЛЕВ 31 27.01-30.04.1982
ПРИЛИВ 32 02.02-25.04.1982
ПРИЛИВ 33 18.05-31.08.1982
КОРОЛЕВ 32 22.05-04.09.1982
ПРИЛИВ 34 01.10-25.12.1982
КОРОЛЕВ 33 14.04-15.05.1983
КОРОЛЕВ 34 07.06-07.09.1983
КОРОЛЕВ 35 07.10-27.12.1983
ПРИЛИВ 35 20.10-20.12.1983
ПРИЛИВ 36 07.01-02.03.1984
КОРОЛЕВ 36 11.02-11.05.1984
КОРОЛЕВ 37 19.06-22.09.1984
ПРИЛИВ 38 16.10.84-16.1.85
ПРИЛИВ 37 19.05-13.09.1984
ФРОЛОВ 21 08.09-07.10.1984 "Цунами"
КОРОЛЕВ 38 24.10.84-24.1.85
ПРИЛИВ 39 12.02-09.06.1985
КОРОЛЕВ 39 13.02-04.05.1985
ПРИЛИВ 40 04.07-19.08.1985
КОРОЛЕВ 40 29.08-19.12.1985
ПРИЛИВ 41 17.09-02.11.1985 "Цунами"
КОРОЛЕВ 41 15.01-17.04.1986
КОРОЛЕВ 42 15.05-25.08.1986
ПРИЛИВ 42 12.08-26.09.1986
КОРОЛЕВ 43 26.09-06.12.1986
ПРИЛИВ 43 15.10.86-19.1.87
КОРОЛЕВ 44 13.01-29.03.1987
ПРИЛИВ 44 06.02-20.04.1987
КОРОЛЕВ 45 16.04-13.08.1987
ПРИЛИВ 45 14.05-11.09.1987
ПРИБОЙ 46 **.08-**.10.1987 "Цунами".
ПРИЛИВ 46 20.11.87-18.3.88
КОРОЛЕВ 46 01.03-27.06.1988
ГОРДИЕНКО 06 **.**.1988
ПРИЛИВ 47 30.03-26.05.1988
КОРОЛЕВ 47 15.07-16.11.1988
ПРИЛИВ 48 14.09-22.11.1988
КОРОЛЕВ 48 10.12.88-05.4.89
ПРИЛИВ 49 14.12.88-24.3.89
ПРИЛИВ 50 11.04-28.07.1989
ПРИЛИВ 50 11.04-28.07.1989
КОРОЛЕВ 49 28.04-11.08.1989
ПРИЛИВ 51 23.08-02.12.1989
ПРИЛИВ 52 27.12.89-27.3.90
КОРОЛЕВ 50 25.01-24.04.1990
КОРОЛЕВ 51 26.07-21.10.1990
ПРИЛИВ 53 02.04-25.05.1991
КОРОЛЕВ 52 04.04-24.04.1991
ПРИЛИВ 54 26.06-05.07.1991