Экспедиции ДВНИГМИ

          ДВНИГМИ

       Главная
       Структура:
       Наука:
          статьи,
          работы,
          монографии

       Флот:
          состав,
          характеристика,
          фото

       Экспедиции:
          описание,
          карты,
          маршруты,
          участники

       История:

       Воспоминания:
          очерки,
          дневники,
          проза,
         стихи,
         приключения,
         случаи

       Фотогалереи:
          Денисов

       Наши коллеги:
       Разное:
       Ссылки
       Опросы
       Гостевая
       Почта

  Флот
НИС "Академик Ширшов"

НИСП ДВНИГМИ
Порт приписки - Владивосток
Позывной -
НИС =Академик Ширшов= Фото от М.Данченкова
Увеличить 

   
Источник: "Природно-ресурсные ведомости",
    М. Ципоруха, капитан I-го ранга в отставке.
   
    В 1966 году <Академик Курчатов> стал головным в серии НИС, построенных на судоверфи в Висмаре.
   В период 1966-1968 гг. там были построены однотипные НИС: <Профессор Визе>, <Профессор Зубов>, <Академик Королёв>, <Академик Ширшов> для Гидрометеослужбы,
   затем <Академик Вернадский> для Морского гидрофизического института Академии наук Украины,
    <Дмитрий Менделеев> для Института океанологии.
   В дальнейшем были построены ещё четыре подобных судна для других ведомств страны.
   
    1966 г. вошёл в историю отечественной морской науки, как год смены лидера в исследовательском флоте. Ветеран <Витязь> - флагман научного флота СССР с 1949 г. - уступил своё почётное звание новому универсальному экспедиционному судну <Академик Курчатов>, предназначенному для комплексных океанологических исследований. Это был поистине плавучий исследовательский институт, где в корпусе длиной почти 125 м разместились 24 научные лаборатории для проведения исследований по физике моря, атмосферы и космического пространства, физике Земли, геологии океанского дна, химии и биологии океана. Кроме этого, на судне имелось множество вспомогательных научных помещений: вычислительный центр, фотолаборатория, хранилище коллекций и сборов, чертёжная и др. При постройке судна лаборатории были неплохо оснащены научной аппаратурой, в число которой входили эхолоты различных диапазонов для непрерывной регистрации как малых глубин, так и глубин в океанских желобах, фототелеграфная аппаратура для приёма синоптических карт, дистанционные метеостанции, сейсмографы, регистраторы температуры и солёности забортной воды и многое другое. Для исследования космических лучей на судне установили азимутальный телескоп и нейтронный супермонитор. Быстрая обработка в рейсе огромного числа измерений физических параметров обеспечивалась работой судовой ЭВМ.
    Некоторые исследовательские лебёдки были не тросовые, а кабельтросовые, то есть с их помощью учёные могли опускать на глубину исследовательские зонды, информация от которых по кабелю передавалась на борт судна. В средней части корпуса находилась шахта диаметром 700 мм с отверстием в днище. Через неё при любой погоде можно было опускать за борт на глубину научные приборы.
    Судно обладало высокой маневренностью за счёт использования носовых и кормовых подруливающих устройств, что облегчало выполнение сложных маневров при производстве работ в океане. Активные успокоители качки уменьшали её в 3,5 раза и обеспечивали более комфортные условия для работы учёных даже во время шторма.



Hosted by uCoz