ДВНИГМИ
|
Главная
|
Структура:
|
Наука:
статьи,
работы,
монографии
|
Флот:
состав,
характеристика,
фото
|
Экспедиции:
описание,
карты,
маршруты,
участники
|
История:
|
Воспоминания:
очерки,
дневники,
проза,
стихи,
приключения,
случаи
|
Фотогалереи:
Денисов
|
Наши коллеги:
|
Разное:
|
Ссылки
|
Опросы
|
Гостевая
|
Почта
|
|
|
НИС "Академик Ширшов"
НИСП ДВНИГМИ
Порт приписки - Владивосток
Позывной -
|
Увеличить
|
|
Источник: "Природно-ресурсные ведомости", М. Ципоруха,
капитан I-го ранга в отставке.
В 1966 году <Академик Курчатов> стал головным в серии НИС, построенных на судоверфи в Висмаре.
В период 1966-1968 гг. там
были построены однотипные НИС: <Профессор Визе>, <Профессор Зубов>, <Академик Королёв>, <Академик Ширшов> для
Гидрометеослужбы,
затем <Академик Вернадский> для Морского гидрофизического института Академии наук Украины,
<Дмитрий Менделеев> для Института океанологии.
В дальнейшем были построены ещё четыре подобных судна для других
ведомств страны.
1966 г. вошёл в историю отечественной морской науки, как год смены лидера в исследовательском флоте. Ветеран <Витязь>
- флагман научного флота СССР с 1949 г. - уступил своё почётное звание новому универсальному экспедиционному судну
<Академик Курчатов>, предназначенному для комплексных океанологических исследований.
Это был поистине плавучий исследовательский институт, где в корпусе длиной почти 125 м разместились 24 научные
лаборатории для проведения исследований по физике моря, атмосферы и космического пространства, физике Земли,
геологии океанского дна, химии и биологии океана. Кроме этого, на судне имелось множество вспомогательных научных
помещений: вычислительный центр, фотолаборатория, хранилище коллекций и сборов, чертёжная и др.
При постройке судна лаборатории были неплохо оснащены научной аппаратурой, в число которой входили эхолоты
различных диапазонов для непрерывной регистрации как малых глубин, так и глубин в океанских желобах,
фототелеграфная аппаратура для приёма синоптических карт, дистанционные метеостанции, сейсмографы, регистраторы
температуры и солёности забортной воды и многое другое. Для исследования космических лучей на судне установили
азимутальный телескоп и нейтронный супермонитор. Быстрая обработка в рейсе огромного числа измерений физических
параметров обеспечивалась работой судовой ЭВМ.
Некоторые исследовательские лебёдки были не тросовые, а кабельтросовые, то есть с их помощью учёные могли опускать
на глубину исследовательские зонды, информация от которых по кабелю передавалась на борт судна. В средней части
корпуса находилась шахта диаметром 700 мм с отверстием в днище. Через неё при любой погоде можно было опускать
за борт на глубину научные приборы.
Судно обладало высокой маневренностью за счёт использования носовых и кормовых подруливающих устройств, что
облегчало выполнение сложных маневров при производстве работ в океане. Активные успокоители качки уменьшали её
в 3,5 раза и обеспечивали более комфортные условия для работы учёных даже во время шторма.
|
|